Безопасность жизнедеятельности детей

30.03.2025

Когда родители приводят ребенка в дошкольное образовательное учреждение и отдают его в руки воспитателя, они спокойны за его безопасность. Ведь для воспитателей и работников детского сада сохранение и укрепление здоровья детей, формирование здорового образа жизни дошкольников является одной из важнейших задач их работы.

 

В нашем дошкольном учреждении давно сложилась система работы по безопасности жизнедеятельности детей. Многолетний опыт решения с детьми проблемных ситуаций по безопасности жизнедеятельности на занятиях, во время прогулок, в повседневной дал хорошие результаты. Мы взяли за основу наработанный опыт, ориентируясь на параметры компетентности дошкольника по основам безопасности жизнедеятельности, которые четко сформулированы в ФГОС ДО.

 

Целью работы по БЖД является обучение способам регулирования собственного поведения в окружающей среде, среди людей, предметов, в условиях стихийных природных явлений и катастроф.

 

Основными задачи являются:

 

Ø Формировать у детей навыки правильного поведения –

 

- в опасных ситуациях на улице;

- в городском транспорте;

- с незнакомыми людьми;

- с животными и растениями;

 

Ø Способствовать становлению основ экологической культуры;

 

Ø Формировать навыки здорового образа жизни.

 

Работа по формированию компетентности дошкольников по БЖД ведется в трех направлениях: с детьми, педагогами и общественностью.

 

Методические рекомендации по работе с детьми

 

Профилактическую работу с детьми по безопасности жизнедеятельности мы начинаем проводить с младшего дошкольного возраста. Всю деятельность в этом направлении педагоги планируют и проводят совместно с медицинским персоналом, обязательно привлекая к проведению спланированных мероприятий родителей.

 

Важной составляющей организации работы по безопасности жизнедеятельности детей является создание соответствующей развивающей среды. Каждый воспитатель нашего сада - человек индивидуальный и неповторимый. Поэтому и развивающую среду по безопасности жизнедеятельности каждый создал свою, исходя из собственных подходов, вкусов. Однако обязательными элементами развивающей среды каждой группы стали уголки:

 

Ø пожарной безопасности;

 

Ø безопасности на дороге;

 

Ø охраны и сохранения детского здоровья.

 

Кроме того, в каждой группе есть много дидактических и настольно-печатных игр. Стоит заметить, что развивающая среда в каждой возрастной группе имеет свои особенности и усложняется в зависимости от возраста детей. Скажем, если в младшей группе в дидактических и сюжетно-ролевых играх используются простые модели дороги, перехода, а дети на дороге просто водители или пешеходы, то уже в старшей группе дорога имеет двустороннее движение, светофоры, несколько перекрестков, островок безопасности и т.д..

 

В коридорах нашего детского сада есть стенды, на улице - пожарный щит, с помощью которых каждый день дети могут закреплять полученные знания.

 

В образовательной работе с детьми мы используем много разных методов и приемов, например:

 

Ø показ;

 

Ø объяснение;

 

Ø беседа;

 

Ø наблюдения;

 

Ø поощрения;

 

Ø создание проблемных ситуаций;

 

Ø оценка.

 

В зависимости от возраста детей педагоги изменяют характер взаимодействия с ними, предоставляя старшим дошкольникам больше самостоятельности и стимулируя их инициативу. Так, играя с детьми младшего дошкольного возраста, воспитатель берет на себя роль одного из водителей или пассажиров, а со старшими - лишь косвенно направляет деятельность детей, способствует созданию игровых проблемных ситуаций, которые дети должны решить самостоятельно. Приятно отметить, что наши воспитанники, идя утром в детский сад или вечером домой, даже делают замечания своим родителям, если те не соблюдают правила дорожного движения.

 

Для эффективной работы по БЖД и создания благоприятных условий по формированию компетентности детей по безопасности жизнедеятельности мы поставили цели:

 

  • формировать у детей осознание того, что свое здоровье и жизнь надо беречь и защищать;
  • научить детей регулировать собственное поведение в окружающем мире, среди людей, предметов, в условиях стихийных природных явлений и катастроф.
  • При этом мы решаем следующие задачи:
  • дать детям знания о предметах и ​​явлениях, которые могут вызвать болезни, недомогания, об источниках заражения инфекционными заболеваниями и т.д.;
  • формировать элементарные умения, навыки поведения в разных ситуациях;
  • обучать детей неуклонно соблюдать правила безопасного поведения дома, на улице, в природе, с незнакомыми людьми;
  • упражнять дошкольников в умении оказывать посильную помощь и самопомощь в результате несчастного случая.

 

Для решения поставленных задач планируем и проводим работу по следующим направлениям:

 

  • ребенок и природа;
  • ребенок дома;
  • ребенок и улица,
  • ребенок и другие люди;
  • здоровье ребенка.

 

Общаясь с педагогами на занятиях, проводя наблюдения, экскурсии, играя в дидактические и настольно-печатные игры, каждый ребенок начинает осознавать, какими ценными являются его собственная жизнь и здоровье.

 Хочу такой сайт

Наши воспитатели систематически организовывают и применяют различные формы работы по безопасности жизнедеятельности детей, например:

 

  • тематические занятия - «Огонь - не игрушка», «Спичка маленькая, а беда большая», «Светофор-Моргайка», «Я порезал руку ...» и т.д.,
  • моделирование ситуаций с элементами исследовательской деятельности;
  • занятия-размышления валеологического содержания;
  • тренинги безопасного поведения;
  • праздники и развлечения обучающего характера - «Путешествие в страну Электрики», «Незнайка на улицах города» и т.д.;
  • эвако-тренинги со всеми участниками учебно-воспитательного процесса.

 

Работа с общественностью

 

Безопасное поведение ребенка в значительной степени формируется в результате подражания положительным поведенческим примерам взрослых: педагогов, родителей, старших братьев и сестер. Именно поэтому мы активно привлекаем родителей к работе по формированию безопасного поведения детей. В частности, мы проводим:

 

Ø консультации на темы: «Любимые детские дела. Полезны ли они?», «Особенности правильного бодрствование ребенка», «Безопасность отдыха летом» и т.д.,

 

Ø родительские собрания соответствующей тематики, например, «Как создать безопасные условия пребывания ребенка дома»;

 

Ø дни открытых дверей;

 

Ø анкетирование и опрос родителей с целью выяснения их потребностей и проблем в воспитании детей;

 

Ø совместные выставки;

 

Ø совместные экскурсии.

 

Также мы широко используем различные формы работы с общественными организациями. Дошкольники неоднократно выезжали на экскурсии в пожарную часть, где ознакомились с работой пожарных, инвентарем для тушения пожаров, посидели в пожарной машине. 

 

Организация работы с педагогами

 

В методической работе с педагогами по этим вопросам мы используем как традиционные, так и нетрадиционные подходы. Так, кроме традиционных консультаций, бесед, обсуждений за круглым столом, систематически проводим такие интерактивные формы работы, как:

 

Ø Тренинги;

 

Ø Деловые игры.

 

Что позволяет постоянно повышать профессиональное мастерство педагогов и, соответственно, улучшить качество воспитательно-образовательного процесса.

 

Пожарная безопасность.

 

В данном блоке  вопросов  находятся  вопросы обучения детей  безопасному поведению  с очагами открытого  огня  и  прежде всего  в быту  и  на природе. Наличие  источников  открытого огня  кухонного оборудования, электронагревательных  приборов,  потенциальных источников  пожара,  таких как спички, зажигалки, окурки и костры.

 

Воспитания у детей  понимания  присутствия  потенциальной угрозы их жизни при возгораниях и  пожарах.

 

Электробезопасность.

 

Наличие  источников электроэнергии в каждом доме, в любой  сфере жизни современного человека, обязывает  правильно к  ним относиться. Электрический ток несомненное  благо для человека, но электричество    не  имеет  ни цвета, ни запаха. Органы чувств человека  не  могут определить присутствие  электротока, в определенных условиях опасного  для его жизни и здоровья.    Электротравмы  при эксплуатации оборудования с электроприводом занимают второе место в общем количестве полученных травм производственного характера, и первое место среди  травм,  полученных в быту.  Обучение  детей  безопасным приемам обращения с электробытовым оборудованием, безопасное  включение и  отключение  приборов от электрической сети, реагирование  на проявление  вторичных травмирующих  и опасных  факторов  (таких как   перегрев  и оплавление электросетей при  перегрузках, наличие  задымленности и искрения в контактах) несомненно способствует  сохранению   здоровья ребенка в дальнейшей его жизни.

 

Социальная безопасность.

 

Вопросы  воспитания  у детей   правильного поведения   в ситуациях, когда ребенок отстал от  родителей  или  потерялся;  находится  один  дома; когда стучат в дверь незнакомые люди или возникла необходимость вызвать неотложную помощь; когда  во время прогулки во дворе   ребенку незнакомец предлагает  заветную конфету или  просит поймать котенка,  в настоящий момент носят  острый  актуальный характер.

 

Решительный отказ  ребенка от  подобных заманчивых предложений  должен  быть осмысленным и неоднозначным.

 

Экологическая безопасность.

 

При  проведении досуга во дворе  дома,  на природе,  прогулок в лесу, поле, у  внутреннего  или внешнего  водоема, не стоит забывать об опасности, которую несут дикие животные, кровососущие насекомые, пресмыкающиеся.

 

Царапина от  маленького бездомного котенка может стать причиной  тяжелейшего заболевания. Не замеченный  родителями укус  комара или   клеща принесет в дом  болезнь  ребенка, бессонные ночи  для родителей.

 

Правильная  оценка  ситуации, быстрое реагирование  взрослых на подобные факты, оказание своевременной  врачебной  помощи,  несомненно,  облегчит  болезненное состояние  ребенка, а быть может, сохранит ему жизнь.

 

Начиная с ясельного  возраста, детям разъясняется  в игровой форме, правила безопасного  поведения при возникновении  подобного рода контактов.

 

Безопасность на  транспорте.

 

Применение  всех видов  транспортных средств,  как для  перемещения населения,  так  и для грузоперевозок, экономически  целесообразно, но сами транспортные средства являются источником повышенной опасности  для человека. Вольно  или невольно  все люди являются участниками дорожного движения, у которого свои жесткие  правила и  нормы.

 

Детей, которые  так же являются участниками дорожного движения,   в  игровой форме, учат  данным правилам   при пересечении  проезжей части (с наличием  светофора или  без него),  правилам  поведения в общественном  транспорте, и конечно же правилам  безопасного  нахождения  у  проезжей части  дорог   самостоятельно.    

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».