МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ
АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА СИМФЕРОПОЛЯ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА № 9 «ЖАР-ПТИЦА»
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ СИМФЕРОПОЛЬ
РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
ПРИНЯТО
на заседании Педагогического совета
Протокол от 01 октября 2024г. №2
УТВЕРЖДАЮ
Заведующий МБДОУ №9 «Жар-птица»
г. Симферополя
____________________ С.С.Лиманцева
Приказ от 01 октября 2024г. № 176
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КРУЖКА
«ПОЗНАВАЙ-КА»
для детей дошкольного возраста (3 – 7лет)
Направленность: социально-гуманитарная
Срок реализации программы: 1 год
Вид программы: модифицированная
Уровень программы: ознакомительный
Возраст обучающихся: 3-7 лет
составитель:
Роговенко Елена Сергеевна,
педагог дополнительного образования
г. Симферополь, 2024 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Содержание
стр.
1.
Комплекс основных характеристик программы
1.1.
Пояснительная записка
3
1.2.
Цель и задачи реализации Программы
11
1.3.
Воспитательный потенциал Программы
13
1.4.
Содержание Программы
14
1.5.
Планируемые результаты освоения Программы
21
2.
Комплекс организационно-педагогических условий
2.1.
Календарный учебный график
23
2.2.
Условия реализации программы
24
2.3.
Формы аттестации
28
2.4.
Список литературы
29
3.
Приложения
3.1.
Приложение 1 Календарный учебный график
31
3.2.
Приложение 2 Оценочные материалы
32
3.3.
Приложение 3. Календарно-тематическое планирование
35
3.4.
Приложение 4. Лист корректировки
45
3.5.
Приложение 5. Методическое обеспечение к воспитательному
блоку
46
2
1. Комплекс основных характеристик программы
1.1. Пояснительная записка
В настоящее время основой разработки дополнительных общеобразовательных
общеразвивающих программ является следующая нормативно-правовая база:
В
настоящее
общеобразовательных
время
основой
общеразвивающих
разработки
программ
дополнительных
является
следующая
нормативно-правовая база:
Федеральный
закон
Российской
Федерации
от
29.12.2012
г.
№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в действующей
редакции);
Федеральный закон Российской Федерации от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ «Об
основных
гарантиях
прав
ребенка
в
Российской
Федерации»
(в действующей редакции);
Указ Президента Российской Федерации от 24.12.2014 г. № 808 «Об
утверждении Основ государственной культурной политики» (в действующей
редакции);
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025
года, утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от
29.05.2015 г. № 996-р;
Стратегия
научно-технологического
развития
Российской
Федерации,
утверждённая Указом Президента Российской Федерации от 01.12.2016 г. №
642 (в действующей редакции);
Федеральный проект «Успех каждого ребенка» - Приложение к протоколу
заседания проектного комитета по национальному проекту «Образование» от
07.12.2018 г. № 3;
3
Указ
Президента
Российской
Федерации
от
07.05.2018
г.
№
204
«О национальных целях и стратегических задачах развития Российской
Федерации на период до 2024 года»(в действующей редакции);
Национальный проект «Образование» - Паспорт утвержден президиумом
Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и
национальным проектам (протокол от 24.12.2018 г. № 16);
Приказ
Министерства
просвещения
Российской
Федерации
от 13.03.2019 г. № 114 «Об утверждении показателей, характеризующих общие
критерии
оценки
качества
условий
деятельности
организациями,
деятельность
по
осуществления
осуществляющими
основным
образовательной
образовательную
общеобразовательным
программам,
образовательным программам среднего профессионального образования,
основным
программам
профессионального
обучения,
дополнительным
общеобразовательным программам»;
Приказ
Минпросвещения
России
от
03.09.2019
г.
№
467
«Об утверждении Целевой модели развития региональных систем развития
дополнительного образования детей» (в действующей редакции);
Приказ Минобрнауки России и Минпросвещения России от 05.08.2020 г. №
882/391 «Об организации и осуществлении образовательной деятельности при
сетевой форме реализации образовательных программ» (в действующей
редакции);
Указ
Президента
Российской
Федерации
от
21.07.2020
г.
№
474
«О национальных целях развития России до 2030 года»;
Федеральный закон Российской Федерации от 13.07.2020 г. № 189-ФЗ «О
государственном
государственных
(муниципальном)
(муниципальных)
социальном
заказе
на
оказание
услуг
социальной
сфере»
в
(в действующей редакции);
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.09.2020 г. № 28 Об утверждении санитарных правил СП
4
2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от
22.09.2021 г. № 652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых»;
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.01.2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм
СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (в
действующей редакции);
Указ Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 г. № 809 «Об
утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению
традиционных российских духовно-нравственных ценностей»;
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 г. № 678-р
«Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до
2030 года» (в действующей редакции);
Приказ
Министерства
просвещения
Российской
Федерации
от
27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам;
Об образовании в Республике Крым: закон Республики Крым от 06.07.2015 г.
№ 131-ЗРК/2015 (в действующей редакции);
Приказ Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от
03.09.2021 г. № 1394 «Об утверждении моделей обеспечения доступности
дополнительного образования для детей Республики Крым»;
Приказ Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от
09.12.2021 г. № 1948 «О методических рекомендациях «Проектирование
дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ»;
5
Распоряжение
Совета
министров
Республики
Крым
от
11.08.2022 г.
№ 1179-р «О реализации Концепции дополнительного образования детей до
2030 года в Республике Крым»;
Постановление Совета министров Республики Крым от 20.07.2023 г. № 510
«Об организации оказания государственных услуг в социальной сфере при
формировании
государственного
социального
заказа
на
оказание
государственных услуг в социальной сфере на территории Республики Крым»;
Постановление Совета министров Республики Крым от 17.08.2023 г. № 593 «Об
утверждении Порядка формирования государственных социальных заказов на
оказание
государственных
услуг
в
социальной
сфере,
отнесенных
к
полномочиям исполнительных органов Республики Крым, и Формы отчета об
исполнении государственного социального заказа на оказание государственных
услуг в социальной сфере, отнесенных к полномочиям исполнительных органов
Республики Крым»;
Постановление Совета министров Республики Крым от 31.08.2023 г. № 639 «О
вопросах оказания государственной услуги в социальной сфере «Реализация
дополнительных образовательных программ» в соответствии с социальными
сертификатами»;
Методические
рекомендации
общеразвивающих
программ
по
проектированию
(включая
дополнительных
разноуровневые),
разработанные
Минобрнауки России совместно с ГАОУ ВО «Московский государственный
педагогический университет». ФГАУ «Федеральный институт развития
образования» и АНО дополнительного профессионального образования
«Открытое образование», письмо от 18.11.2015 г. № 09-3242;
Письмо Министерства Просвещения Российской Федерации от 20.02.2019 г.
№ ТС – 551/07 «О сопровождении образования обучающихся с ОВЗ и
инвалидностью»;
Письмо
Минпросвещения
России
от
19.03.2020
г.
№
ГД-39/04
«О направлении методических рекомендаций по реализации образовательных
6
программ
начального
общего,
образования,
образовательных
образования
и
основного
программ
дополнительных
общего,
среднего
среднего
общего
профессионального
общеобразовательных
программ
с
применением электронного обучения и дистанционных образовательных
технологий»;
Письмо Министерства Просвещения Российской Федерации от 30.12.2022 г.
№ АБ-3924/06 «О направлении методических рекомендаций «Создание
современного инклюзивного образовательного пространства для детей с
ограниченными
возможностями
образовательных
здоровья
организаций,
и
детей-инвалидов
реализующих
на
базе
дополнительные
общеобразовательные программы в субъектах Российской Федерации»;
Письмо Министерства Просвещения Российской Федерации от 31.07.2023 г.
№ 04-423 «О направлении методических рекомендаций для педагогических
работников
образовательных
организаций
общего
образования,
образовательных организаций среднего профессионального образования,
образовательных
организаций
дополнительного
образования
по
использованию российского программного обеспечения при взаимодействии с
обучающимися и их родителями (законными представителями)»;
Письмо
Минпросвещения
России
от
01.06.2023
г.
№
АБ-2324/05
«О внедрении Единой модели профессиональной ориентации» (вместе с
«Методическими рекомендациями по реализации профориентационного
минимума
для
образовательных
организаций
Российской
Федерации,
реализующих образовательные программы основного общего и среднего
общего
образования»,
«Инструкцией
по
подготовке
к
реализации
профориентационного минимума в образовательных организациях субъекта
Российской Федерации»);
Письмо Министерства Просвещения Российской Федерации от 29.09.2023 г.
№ АБ-3935/06 «Методические рекомендации по формированию механизмов
обновления содержания, методов и
технологий обучения
в системе
дополнительного образования детей, направленных на повышение качества
7
дополнительного образования детей, в том числе включение компонентов,
обеспечивающих
формирование
компетентностей,
связанных
функциональной
с
грамотности
эмоциональным,
и
физическим,
интеллектуальным, духовным развитием человека, значимых для вхождения
Российской Федерации в число десяти ведущих стран мира по качеству
общего образования, для реализации приоритетных направлений научно
технологического и культурного развития страны»;
Уставом и локальными МБДОУ №9 «Жар-птица» г. Симферополя.
Программа модифицированная, разработана на основе программ:
Н.Ю.Куражевой «Цветик-семицветик», авторской программы С.В.Крюковой,
Н.И.Донсковой «Удивляюсь, злюсь, боюсь…» на развитие психических
процессов, занятий на развитие свойств внимания А.А.Осипова, Л.И.
Малашинской.
Направленность программы социально-гуманитарная.
Содержание дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы «Познавай-ка» (далее - Программа) ориентировано на:
развитие эмоциональной сферы (умения контролировать свои эмоции,
выражать эмоциональную отзывчивость);
развитие коммуникативных умений, необходимых для успешного
развития процесса общения;
развитие волевой сферы воспитанников – произвольности психических
процессов, саморегуляции;
развитие личностной сферы воспитанников – адекватной самооценки, что
повлечет за собой повышение уверенности в себе;
развитие интеллектуальной сферы – наглядно-образного мышления.
развитие зрительно-пространственной ориентации, мелкой моторики рук;
развитие познавательных и психических процессов – восприятия, памяти,
внимания, мышления, воображения;
формирование позитивной мотивации воспитанников к обучению.
8
9
Актуальность программы.
Охрана и укрепление психического здоровья детей является одной из
приоритетных задач развития современного дошкольного образования.
Психология помогает воспитанникам в понимании самого себя и своего места в
дошкольной жизни, во взаимодействии со сверстниками и воспитателем.
Помогает в поиске своих ресурсов, утверждении веры в себя и свои
возможности, устремлении к преодолению трудностей. В этой гармонии его
жизненный путь будет непременно успешным и радостным.
Психологические занятия открывают перед воспитанниками возможности для
познания чувств и мыслей человека, его духовно-нравственного становления,
развивает способность сопереживать, встать на позицию другого человека,
вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни,
продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми.
Отличительная особенность программы.
Охрана и укрепление психического здоровья детей на основе создания
психологических условий достижения ими личностных образовательных
результатов в процессе освоения образовательных областей. А также в том, что
все занятия основаны на упражнениях и заданиях, проводимых в форме игры. В
программе широко представлены, словесные игры, пальчиковые игры, игры со
шнуровкой, лабиринты, игры на развитие пространственных представлений.
Они не только вызывают интерес своим содержанием и занимательной формой,
но и побуждают детей рассуждать, мыслить, находить правильный ответ.
Особое
внимание
уделено
развитию
у
детей
самостоятельности,
наблюдательности, находчивости, сообразительности. Этому способствуют
разнообразные логические игры, задачи, упражнения.
Педагогическая целесообразность программы. Данная Программа
педагогически целесообразна потому, что её реализация содействует решению
психологических
проблем
каждого
ребенка
и
позволяет
создать
доброжелательную атмосферу в дошкольных коллективах.
10
Образовательные области не имеют узко предметный характер, а опосредуют
все сферы общественного и индивидуального бытия ребенка. Их освоение,
согласно ФГОС ДО, происходит на фоне эмоционального и моральнонравственного благополучия детей, положительного отношения к миру, к себе
и другим людям. Также на создание такого «фона» и направлена деятельность
дополнительной образовательной программы.
Адресат программы. Программа разработана для детей 3–7 лет. В группы
принимаются как девочки, так и мальчики, без предъявления требований к
уровню развития. Формируются группы с постоянным составом, деление на
которые происходит по возрастному принципу (дети от 3 до 5 – младшая
дошкольная группа; от 5 до 7 лет – старшая дошкольная группа). Набор детей в
группы свободный. Опыт работы с детьми показал целесообразность
проведения занятий с группой, не превышающей 2-3 человек.
Объем и срок освоения программы. Срок обучения по программе 1 год.
Продолжительность образовательного процесса – 60 академических часов. В
летний период занятия не проводятся.
Форма обучения – очная.
Особенности организации образовательного процесса. Организация
образовательного процесса осуществляется на основании учебного плана,
календарного учебного графика, программы дополнительного образования и
разработанного на ее основе календарно-тематического планирования. Состав
группы – постоянный. Занятия индивидуально-подгрупповые. Виды занятий по
программе определяются содержанием программы и предусматривают беседы
и практические занятия.
Режим занятий. Каждая группа занимается два раза в неделю по 1
академическому часу. Продолжительность одного академического часа – 30
минут. Перерывы между группами составляют 10 минут.
11
1.2. Цели и задачи реализации программы
Цели программы:
Укрепление психологического здоровья ребенка.
Развитие основных психологических процессов.
Задачи программы:
Образовательные:
- Учить детей положительно относиться к себе и принимать других людей;
- Обучать рефлексивным умениям;
- Формировать потребность в саморазвитии;
- Содействовать росту, развитию ребенка.
Метапредметные:
–
Расширять кругозор обучающихся;
–
Формировать мотивацию к обучению;
Личностные:
По окончании курса обучения учащиеся должны:
–
Быть аккуратными, трудолюбивыми, настойчивыми, проявлять выдержку и
желание довести начатое до конца;
–
Толерантно относиться друг к другу;
–
Уметь работать самостоятельно.
Развивающие:
Развивать эмоциональную сферу, научить контролировать свои эмоции,
выражать эмоциональную отзывчивость.
Развивать коммуникативные умения, необходимые для успешного развития
процесса общения, соответствующие возрастной категории .
Развивать волевую сферу воспитанников – произвольность психических
процессов, саморегуляцию, соответствующих возрастной категории.
Развивать личностную сферу воспитанников – адекватной самооценки, что
повлечет за собой повышение уверенности в себе.
Развивать интеллектуальную сферу – наглядно-образное мышление.
12
Развивать познавательные и психические процессы – восприятие, память,
внимание, мышление, воображение, с опорой на ведущую функцию детей
лет – наглядно-образное мышление.
Развивать зрительно-пространственную ориентацию, мелкую моторику руки
воспитанников, соответствующую возрастной категории.
Развитие нравственно-коммуникативных качеств личности:
–
Воспитывать
целеустремлённость,
собранность,
работоспособность,
коллективизм;
–
Воспитывать умение сопереживать;
–
Воспитывать умение вести себя в группе во время занятия;
–
Воспитывать чувство такта.
13
1.3. Воспитательный потенциал программы
Воспитательная
работа
в
рамках
программы
ориентирована
на
всестороннее развитие личности ребенка, его неповторимой индивидуальности,
направлена на гуманизацию воспитательно-образовательной работы с детьми,
основана на психологических особенностях развития детей; на воспитание
чувства патриотизма и бережного отношения к русской культуре, ее традициям;
уважение к высоким образцам культуры других стран и народов; развитие
доброжелательности. Для решения поставленных воспитательных задач и
достижения цели программы дошкольники привлекаются к участию в
мероприятиях ДОУ, кружка; в конкурсных программах различного уровня. В
результате проведения воспитательных мероприятий будет достигнут высокий
уровень
сплоченности
коллектива,
повышение
интереса
к
занятиям,
привлечение родителей к активному участию в работе ДОУ.
14
1.4. Содержание программы
Учебный план
Для детей младшего дошкольного возраста (3-5лет)
№
п/п
1.
Наименование темы
Теория Практика Форма контроля
Вводное занятие
Всего
часов
1
2.
Трудное чувство «дружба».
8
1,6
6,4
3.
8
1,6
6,4
10
2
8
6
1,2
6,8
6.
Как можно изменить чувства
другого человека.
Герои русского фольклора –
какие они?
Сильный человек – это человек
с сильной волей.
Ролевые игры
4
0,8
3,2
7.
Психогимнастические игры
4
0,8
3,2
8.
Коммуникативные игры
10
2
8
1,6
6,4
60 12,6
47,4
4.
5.
Игры,
направленные
на 8
развитие
психических
процессов
1
10. Итоговое занятие
Итого:
9.
1
1
Педагогическое
наблюдение, беседа, игра
Опрос, беседа, игра,
демонстрация
Опрос, беседа, игра,
демонстрация
Опрос, беседа, игра,
демонстрация
Опрос, беседа, игра,
демонстрация
Опрос, беседа, игра,
демонстрация
Опрос, беседа, игра,
демонстрация
Опрос, беседа, игра,
демонстрация
Опрос, беседа, игра,
демонстрация
Итоговый контроль
Для детей старшего дошкольного возраста (5-7лет)
№
п/п
1.
Наименование темы
Теория Практика Форма контроля
Вводное занятие
Всего
часов
1
2.
Трудное чувство «дружба»
6
1,2
6,8
3.
6
1,2
6,8
6
1,2
6,8
4
1,2
6,8
10
2
8
7.
Как можно изменить чувства
другого человека.
Герои русского фольклора –
какие они?
Сильный человек – это человек
с сильной волей.
Школа – это трудный и
радостный путь к Знаниям.
Ролевые игры
5
1
4
8.
Психогимнастические игры
5
1
4
9.
Коммуникативные игры
8
1,6
6,4
4.
5.
6.
1
Педагогическое
наблюдение, беседа, игра
Опрос, беседа, игра,
демонстрация
Опрос, беседа, игра,
демонстрация
Опрос, беседа, игра,
демонстрация
Опрос, беседа, игра,
демонстрация
Опрос, беседа, игра,
демонстрация
Опрос, беседа, игра,
демонстрация
Опрос, беседа, игра,
демонстрация
Опрос, беседа, игра,
демонстрация
15
10.
11.
Игры, направленные на развитие 8
психических процессов
Итоговое занятие
1
Итого:
1,6
6,4
1
60
13
Опрос, беседа, игра,
демонстрация
Итоговый контроль
47
Содержание программы
(для детей младшего дошкольного возраста 3-5 лет)
«Вводное занятие»
Теория. Знакомство, правила поведения в группе.
Форма контроля: педагогическое наблюдение, беседа, игра.
«Трудное чувство дружба».
Теория. Понятия «чувство», «дружба».
Практика.
- мотивировать воспитанников к развитию силы воли и самоконтроля,
- развивать способность к волевому усилию – выбору в ситуации
мотивационного конфликта и к преодолению препятствий,
- учить самостоятельно находить решения проблем творческого и поискового
характера.
Форма контроля: Опрос, беседа, игра, демонстрация.
«Как можно изменить чувства другого человека».
Теория. Понятие «чувства другого человека».
Практика.
- рассмотреть особенности содержательного наполнения радости, страха, гнева,
- учить детей разбираться и описывать свои чувства и чувства других людей,
- способствовать снижению уровня страхов.
Форма контроля: Опрос, беседа, игра, демонстрация.
Герои русского фольклора – какие они?
Теория. Понятия «сказка», «былина», «герой».
16
Практика.
- развивать способность к волевому усилию – выбору в ситуации
мотивационного конфликта и к преодолению препятствий,
- учить выбирать наиболее эффективные способы решения ситуации в
зависимости от конкретных условий,
- учить анализировать поведение героев,
- учить находить решения проблем творческого и поискового характера.
«Сильный человек – это человек с сильной волей».
Теория. Понятие о силе, силе воли. Понятие содержательного наполнения
радости, страха, гнева.
Практика.
- формировать понятие содержательного наполнения радости, страха, гнева,
- обучать распознаванию и описанию своих чувств и чувств других людей,
- учить детей осознавать относительность оценки чувств,
- способствовать снижению уровня страхов.
Форма контроля: Опрос, беседа, игра, демонстрация.
«Ролевые игры»
Теория. Понятие о сюжетно-ролевой игре, развитии сюжета.
Практика.
- учить детей понимать необходимость ролевого развития человека.
- учить детей налаживать общение со сверстниками, оказывать помощь,
проявлять внимание, заботится об окружающих.
- вырабатывать у детей навыки формального и неформального общения.
Форма контроля: Опрос, беседа, игра, демонстрация.
«Психогимнастические игры»
Теория. Понятия «релаксация», «расслабление».
Практика.
-закреплять навыки управления своей эмоциональной сферой: развивать у
детей способность понимать, осознавать свои и чужие эмоции, правильно их
выражать и полноценно переживать;
17
- учить детей снимать агрессию, выплескивать гнев, снимать лишнее мышечное
и эмоциональное напряжение, посредством релаксации; направлять энергию в
нужное, «созидающее» русло, настраиваться на спокойный и позитивный лад.
Форма контроля: Опрос, беседа, игра, демонстрация.
«Коммуникативные игры»
Теория. Понятия «общение», «коммуникация», «сотрудничество».
Практика.
- учить детей доверять и помогать тем, с кем общаешься.
- развивать навыки конструктивного общения, умения получать радость от
общения;
- развивать умение слушать и слышать другого человека, эмоциональной
сферы.
– развивать умение действовать совместно и осуществлять само- и
взаимоконтроль за деятельностью;
Форма контроля: Опрос, беседа, игра, демонстрация.
«Игры, направленные на развитие психических процессов».
Теория. Понятия «воображение», «сравнение», «метафора».
Практика.
- Игры, направленные на развитие воображения.
- Задания с использованием терапевтических метафор.
- Задания с использованием символов, с помощью рисования, сочинения
рассказов и стихов, лепки.
- Релаксационные упражнения и этюды
Форма контроля: Опрос, беседа, игра, демонстрация.
«Итоговое занятие»
Практика. Итоговое занятие по разделам программы.
Форма контроля: контрольное занятие.
18
Содержание программы
(для детей старшего дошкольного возраста)
«Вводное занятие»
Теория. Знакомство, правила поведения в группе.
«Трудное чувство дружба».
Теория. Понятия «чувство», «дружба».
Практика.
- мотивировать воспитанников к развитию силы воли и самоконтроля,
- развивать способность к волевому усилию – выбору в ситуации
мотивационного конфликта и к преодолению препятствий,
- учить самостоятельно находить решения проблем творческого и поискового
характера.
Форма контроля: Опрос, беседа, игра, демонстрация.
«Как можно изменить чувства другого человека».
Теория. Понятие «чувства другого человека».
Практика.
- рассмотреть особенности содержательного наполнения радости, страха, гнева,
- учить детей разбираться и описывать свои чувства и чувства других людей,
- способствовать снижению уровня страхов.
Форма контроля: Опрос, беседа, игра, демонстрация.
Герои русского фольклора – какие они?
Теория. Понятия «сказка», «былина», «герой».
Практика.
- развивать способность к волевому усилию – выбору в ситуации
мотивационного конфликта и к преодолению препятствий,
- учить выбирать наиболее эффективные способы решения ситуации в
зависимости от конкретных условий,
- учить анализировать поведение героев,
- учить находить решения проблем творческого и поискового характера.
19
«Сильный человек – это человек с сильной волей».
Теория. Понятие о силе, силе воли. Понятие содержательного наполнения
радости, страха, гнева.
Практика.
- формировать понятие содержательного наполнения радости, страха, гнева,
- обучать распознаванию и описанию своих чувств и чувств других людей,
- учить детей осознавать относительность оценки чувств,
- способствовать снижению уровня страхов.
Форма контроля: Опрос, беседа, игра, демонстрация.
«Школа – это трудный и радостный путь к Знаниям».
Теория. Понятие «сотрудничество».
Практика.
- дать детям представление о понятии «сотрудничество»,
- учить приемам саморегуляции как способности к мобилизации сил и энергии;
- развивать способность к волевому усилию – выбору в ситуации
мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.
Форма контроля: Опрос, беседа, игра, демонстрация.
«Ролевые игры»
Теория. Понятие о сюжетно-ролевой игре, развитии сюжета.
Практика.
- учить детей понимать необходимость ролевого развития человека.
- учить детей налаживать общение со сверстниками, оказывать помощь,
проявлять внимание, заботится об окружающих.
- вырабатывать у детей навыки формального и неформального общения.
Форма контроля: Опрос, беседа, игра, демонстрация.
«Психогимнастические игры»
Теория. Понятия «релаксация», «расслабление».
20
Практика.
-закреплять навыки управления своей эмоциональной сферой: развивать у
детей способность понимать, осознавать свои и чужие эмоции, правильно их
выражать и полноценно переживать;
- учить детей снимать агрессию, выплескивать гнев, снимать лишнее мышечное
и эмоциональное напряжение, посредством релаксации; направлять энергию в
нужное, «созидающее» русло, настраиваться на спокойный и позитивный лад.
Форма контроля: Опрос, беседа, игра, демонстрация.
«Коммуникативные игры»
Теория. Понятия «общение», «коммуникация», «сотрудничество».
Практика.
- учить детей доверять и помогать тем, с кем общаешься.
- развивать навыки конструктивного общения, умения получать радость от
общения;
- развивать умение слушать и слышать другого человека, эмоциональной
сферы.
– развивать умение действовать совместно и осуществлять само- и
взаимоконтроль за деятельностью;
Форма контроля: Опрос, беседа, игра, демонстрация.
«Игры, направленные на развитие психических процессов».
Теория. Понятия «воображение», «сравнение», «метафора».
Практика. Игры, направленные на развитие воображения.
- Задания с использованием терапевтических метафор.
- Задания с использованием символов, с помощью рисования, сочинения
рассказов и стихов, лепки.
- Релаксационные упражнения и этюды
Форма контроля: Опрос, беседа, игра, демонстрация.
«Итоговое занятие»
Практика. Итоговое занятие по разделам программы.
Форма контроля: контрольное занятие.
21
1.5. Планируемые результаты освоения Программы
К концу учебного года (дети младшего дошкольного возраста) при полном
освоении программы дети должны уметь:
- общаться со взрослыми и детьми, выстраивать взаимоотношения в разных
видах деятельности (учебной, игровой);
- понимать состояния и поступки других людей;
- проявлять инициативу в установлении контактов;
- высказывать свое отношение к поступкам окружающих людей, происходящим
событиям;
- узнать содержание литературного произведения
- задавать вопросы и отвечать на вопросы в пределах своей осведомленности и
опыта;
- формулировать самостоятельно выводы при высказывании своего мнения;
- формулировать свой интерес, предпочтение, намерение;
- оценивать результат собственной продуктивной деятельности;
- выражать в слове, речи, движении, изображении, жесте свои эмоциональные
переживания и суждения;
- реализовывать творческий замысел в различных видах деятельности;
- соблюдать основные правила самоорганизации, безопасного поведения для
себя и окружающих, договариваться о них, объяснять свои поступки;
-
устанавливать контакты, поддерживать разговор на основе элементарных
нравственных норм и правил;
- оказывать действенную помощь близким.
К концу учебного года (дети старшего дошкольного возраста) при полном
освоении программы дети должны иметь:
- повышенную активность и уверенность в себе;
- отсутствие уровня нервно-психического напряжения;
Должны уметь:
- использовать различные виды восприятия: зрительное, тактильное, слуховое,
звуковое при восприятии предметов;
22
-
дружеские взаимоотношения между детьми, навыки доброжелательного
игрового взаимодействия;
- уметь ставить цель и планировать свои учебные действия;
- уметь оценивать, корректировать, анализировать свои поступки, осуществлять
контроль и самоконтроль;
- понимать эмоции других людей, сочувствовать и сопереживать;
23
2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
Календарный учебный график - это составная часть программы,
определяет количество учебных недель и количество учебных дней, даты
начала и окончания учебных периодов/этапов; является обязательным
приложением
к
дополнительной
общеобразовательной
программе
и
составляется для каждой группы. Начало учебного года – 14 октября. Конец
учебного года – 31 мая. Начало занятий 15.30, окончание – не позднее 19.00.
Продолжительность учебного года 30 недель. Занятия проводятся согласно
расписанию, утвержденному заведующим МБДОУ №9 «Жар-птица» г.
Симферополя. В летний период занятия не проводятся.
Допускается работа с группами переменного состава, уменьшение численного
состава. Календарный учебный график представлен в Приложении 1.
2.2. Условия реализации программы
Для успешной реализации программы необходимы следующие аспекты:
- кадровое обеспечение: важнейшим условием реализации программы
кружка
является
кадровое
обеспечение
образовательного
процесса
в
соответствии с «Единым квалификационным справочником». Реализацию
программы обеспечивает педагог-психолог, который организует деятельность
обучающихся по усвоению знаний, формированию умений и компетенций;
созданию психолого-педагогических условий для формирования и развития
творческих способностей, удовлетворению потребностей в интеллектуальном,
нравственном совершенствовании, укреплению физического и психического
здоровья, организует свободное время; обеспечивает освоение обучающимися
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы;
- материально-техническое обеспечение: кабинет для проведения занятий
Оснащение занятий
Настольно-печатные игры
Предметные игрушки
Доска
24
Цветные карандаши
Пластилин
Белая и цветная бумага
Строительный материал
Рабочие тетради
Музыкальное сопровождение
Демонстрационные пособия
Игрушки животных по каждой теме
Трафареты, шаблоны
Таблицы-памятки, схемы
Технологические карты
Основные средства обучения
Ноутбук
Аудиотека: «Голоса птиц», «Шум дождя», «Звуки природы»,
«Инструментальная музыка», «Сборник детских песен»
Магнитная доска, маркеры, магниты
Организация развивающей предметно-пространственной среды
Альбомы для рисования, цветные карандаши, фломастеры, мягкие игрушки по
тематике занятий, рабочие столы для воспитанников.
Методическое обеспечение программы:
О.В.Хухлаева, И.М.Первушина «Тропинка к своему «Я»: Как сохранить
психологическое здоровье дошкольников. Издательство «Генезис», 2013г.,
Куражева Н.Ю., Вараева Н.В., Козлова И.А., Тузаева А.С. «Цветик –
семицветик» для детей от 3 до 7 лет.
Особенности организации образовательного процесса – обучение организовано
в очной форме.
25
Психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие ребенка.
уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и
поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных
возможностях и способностях;
использование в образовательной деятельности форм и методов работы с
детьми,
соответствующих
их
возрастным
и
индивидуальным
особенностям (недопустимость как искусственного ускорения, так и
искусственного замедления развития детей);
построение образовательной деятельности на основе взаимодействия
взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности
каждого ребёнка и учитывающего социальную ситуацию его развития;
поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения
детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах
деятельности;
поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для
них видах деятельности;
возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников
совместной деятельности и общения;
защита детей от всех форм физического и психического насилия;
поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей,
охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в
образовательную деятельность.
Методы обучения:
- словесный: рассказ, беседа, объяснение;
- наглядный: демонстрация;
-
практический:
упражнение,
дидактическая
игра,
изобразительная
деятельность, работа над ошибками.
26
Основные приемы:
Создание игровой ситуации, интересных моментов.
Проговаривание этапов работы.
Демонстрация воспитателя, применение мультимедийной презентации с
изображением по этапам правильного положения рук в процессе знакомства
с новыми техниками.
Пальчиковые гимнастики, специальные упражнения для тренировки кистей
и пальцев, массажи, способствующие развитию мелкой моторики.
Рассматривание иллюстраций из книг и картин.
Сопровождение музыкальными произведениями.
Оформление выставок.
Самостоятельная деятельность детей.
Методы воспитания: убеждение, поощрение, стимулирование, мотивация;
Формы организации образовательного процесса: индивидуально-подгрупповая.
Возможные формы организации занятия: беседы, групповая работа, игра,
индивидуальная помощь, коллективно-творческая работа, работа с родителями,
оформление выставок.
Педагогические
технологии
-
технология
индивидуализации
обучения,
технология группового обучения, технология коллективного взаимообучения,
технология
развивающего обучения, технология
игровой деятельности,
коммуникативная технология обучения, технология коллективной творческой
деятельности.
Алгоритм занятия: подготовка кабинета к проведению занятия, подготовка
необходимого оборудования.
Принципы проведения занятий
Системность подачи материала
Наглядность обучения
Цикличность построения занятия
Доступность
Проблемность
27
Развивающий и воспитательный характер обучающего материала
Каждое занятие содержит в себе следующие этапы:
1.Организационный этап:
-Создание эмоционального настроя в группе
-Упражнения и игры с целью привлечения внимания детей
2. Мотивационный этап:
-Сообщение темы занятия, прояснение тематических понятий
-Выяснение исходного уровня знаний детей по данной теме
3. Практический этап:
-Подача новой информации на основе имеющихся данных
-Задания на развитие познавательных процессов (восприятия, памяти,
мышления, воображения) и творческих способностей
-Отработка полученных навыков на практике
4. Рефлексивный этап:
-Обобщение полученных знаний
-Подведение итогов занятия
Индивидуальная работа
Этот вид работы включает входную (в начале учебного года), промежуточную
(в середине учебного года) и итоговую (в конце года) диагностику
познавательных процессов, эмоциональной, личностной и волевой сферы по
запросу родителей (законных представителей) или воспитателя.
Ее результаты могут быть использованы в индивидуальном подходе к ребёнку
на занятиях, в составлении коррекционной программы и в консультировании
родителей и педагогов.
Работа с родителями детей – участников программы
В рамках этой формы работы родителей ориентируют на создание условий в
семье, способствующих наиболее полному усвоению знаний, умений и
навыков, полученных детьми на занятиях и реализации их в повседневной
жизни. Кроме того, ведется просветительская работа с родителями в форме
лекций, консультаций и круглых столов.
28
2.3. Формы аттестации
В процессе освоения программы предусмотрена система контроля, подведения
итогов и определения результативности знаний и умений обучающихся
(промежуточный и итоговый контроль). Система включает педагогическое
наблюдение, анализ, опрос).
Промежуточная диагностика проводится по полугодиям и в конце
учебного года. Форма проведения диагностики по лексическим темам:
контрольный опрос, творческие задания.
По окончании обучения по программе, проводится итоговая диагностика
в форме открытого занятия для родителей (законных представителей).
Оценка педагогического процесса связана с уровнем овладения каждым
ребенком необходимыми навыками и осуществляется по шкале:
0
баллов — ребенок не может выполнить все параметры оценки, помощь
взрослого не принимает;
1
балл — ребенок с помощью взрослого выполняет некоторые параметры
оценки;
2
балла — ребенок выполняет все параметры оценки с частичной помощью
взрослого;
3
балла — ребенок выполняет все параметры оценки самостоятельно.
29
Список литературы
2.4.
для педагогов:
1. Алябьева Е.А. Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего
дошкольного возраста.-М.: ТЦ Сфера, 2004.
2. Божович Л.И. Проблемы формирования личности.-М.: Просвещение, 1995.
3. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии.-М.:Просвещение, 1984.
4. Краснощёкова Н.В. Диагностика и развитие личностной сферы детей
старшего
дошкольного
возраста.
Тесты.
Игры.
Упражнения.-Ростов
н/Д.:Феникс, 2006.
5. Катаева Л.И. Работа психолога с застенчивыми детьми.-М.: Детство-Пресс,
2005.
6. Клюева Н.В., Филиппова Ю.В. Общение: дети 5-7 лет, 2-е ищд.-Ярославль:
Академия развития, 2001.
7. Куражева Н.Ю. «Цветик – Семицветик»
8. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. - М.: Просвещение, 1986.
9. Панфилова М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры .- М.:
Детство-Пресс, 2000.
10.Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога.-М.: Владос, 1999.
11.Шипицина Л.М. Азбука общения: Развитие личности ребёнка, навыков
общения со взрослыми и сверстниками.-М.: Детство-Пресс, 1998.
12.Ежеквартальный научно-практический журнал. Психолог в детском саду, №
4-Обнинск, 2005.
13.Павлова Н.Н, Руденко Л.Г. П 121 Экспресс-диагностика в детском саду:
Комплект материалом для педагогов-психологов детских дошкольных
образовательных учреждений. — М.: Генезис, 2008. — 80с.
для родителей:
1. Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры.- М.: Владос,
2001.
2. Клюева
Н.В.,
Касаткина
Ю.В.
Учим
детей
общению.
Характер,
коммуникабельность.-Ярославль: Академия развития, 1997.
30
3. Пазухина И.А. «Давайте познакомимся!»
4. Снегирёва Л.А. Игры и упражнения для развития навыков общения у
дошкольников.- Миниск: Гамма, 1995.
5. Шмидт В.Р. Психологическая помощь родителям и детям. Тренинговые
программы.-М.: Детство-Пресс, 2007.
6. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. – Ярославль: Академия
развития, 1996.
для детей:
1. Небыкова О. Пальчиковые игры. 5-6 лет. Забавные стихи и картинки с
показом движений.
2. Е. Ульева. Пальчиковые игры, для детей 4–7 лет:
3. Зайцева
Л.И.
Речевые,
ритмические
и релаксационные
игры
для
дошкольников
31
Приложение 1
3.1. Календарный учебный график
Начало учебного года – 14 октября. Конец учебного года – 31 мая. Начало
занятий 15.30, окончание – не позднее 18.00. Продолжительность учебного года
30 недель. Занятия проводятся со вторника по пятницу согласно расписанию,
утвержденному заведующим МБДОУ №9 «Жар-птица» г. Симферополя,
включая каникулы. В летний период занятия не проводятся.
Календарный учебный график единый для всех групп.
Месяц
Недели
обучения
Кол-во
часов
Сентябрь
Октябрь
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
Всего
часов
6
Январь
8
Февраль
8
Март
Апрель
Май
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
2
24
25
26
27
28
29
30
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
Итоговый
контроль
освоения
программы
В течение учебного года текущий контроль.
Освоение обучающимися учебного материала по разделам
и темам полугодия
Форма
контроля
Всего
часов
Декабрь
В течение учебного года текущий контроль.
Освоение обучающимися учебного материала по разделам
и темам полугодия
Форма
контроля
Месяц
Недели
обучения
Кол-во
часов
Ноябрь
6
8
8
8
8
Объем программы: 60 часов
32
Приложение 2
3.2. Оценочные материалы к дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программе «Познавай-ка»
1.Диагностика познавательных процессов Павлова – Руденко. Комплект
материалов предназначен для экспресс-диагностики развития психических
процессов у детей дошкольного возраста. Для диагностики используются
классические методики, позволяющие выявить уровень интеллектуального
развития, произвольности, особенности личностной сферы. Психологическая
диагностика готовности к обучению в школе у детей старшего дошкольного
возраста.
Основным
предметом
индивидуально-возрастные
психологической
особенности
детей,
диагностики
причины
являются
нарушений
и
отклонений в их психологическом развитии.
Основные направления:
Психологическая диагностика познавательных процессов детей.
Психологическая диагностика личностных качеств и эмоционального
состояния детей.
Диагностика психологической и мотивационной готовности детей к
обучению в школе.
«СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ» (3-5 лет)
Старается
соблюдать
правила
поведения в
общественных
местах, в
общении со
взрослыми и
сверстниками, в
природе
Понимает
социальную
оценку
поступков
сверстников
или героев
литературных
произведений
Имитирует
мимику,
движения,
интонацию
героев
литературных
произведений
Принимает на
себя роль,
объединяет
несколько
игровых
действий в
единую
сюжетную
линию
Имеет
представления
о мужских и
женских
профессиях
Способен
придерживаться
игровых правил
в дидактических
играх
Разыгрывает
самостоятель
но и по
просьбе
взрослого
отрывки из
знакомых
сказок
33
«ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ» (3-5 лет)
Знает
свои
имя
и
фамилию,
адрес
проживания,
имена
родителей
Ориентируется
в пространстве
(на себе, на
другом
человеке, от
предмета, на
плоскости)
Знает о значении солнца,
воздуха, воды
для человека
Называет
Различает
диких
и круг, квадрат,
домашних
треугольник,
животных,
прямоугольодежду,
ник
обувь,
мебель,
посуду,
деревья
Умеет
группировать
предметы по
цвету, размеру,
форме,
назначению
Понимает
смысл слов
«утро»,
«вечер»,
«день», «ночь»,
определяет
части суток,
называет
времена года,
их признаки,
последовательность
«СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ» (5-7 лет)
Внимательно
слушает
взрослого, может
действовать по
правилу и
образцу,
правильно
оценивает
результат
Знает и
соблюдает
правила
поведения, в
общении со
взрослыми и
сверстниками,
в природе
Может дать
нравственную
оценку своим
и чужим
поступкам /
действиям
Эмоционально
откликается на
переживания
близких
взрослых, детей,
персонажей
сказок и историй,
мультфильмов
Имеет предпочтение в игре,
выборе видов
труда и
творчества,
может
обосновать свой
выбор
Договаривается и Оценивает свои
принимает роль в в оз м о ж н ос т и ,
игре со
соблюдает
сверстниками,
правила и
соблюдает ролевое преодолевает
поведение,
трудности в
проявляет
играх с
инициативу в
правилами,
игре, обогащает может объяснить
сюжет
сверстникам
правила игры
«ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ» (5-7 лет)
Проявляет
познавательный
интерес в быту и в
организованной
деятельности,
ищет способы
определения
свойств
незнакомых
предметов
Знает свои имя и
фамилию, страну
и адрес
проживания,
имена и фамилии
родителей, их
место работы и
род занятий, свое
близкое
окружение
Знает герб,
флаг, гимн
России,
столицу.
Может назвать
некоторые
государственн
ые праздники и
их значение в
жизни граждан
России
Может назвать
некоторые
достопримечательности
родного
города/поселен
ия
Имеет
представление о
космосе, планете
Земля, умеет
наблюдать за
Солнцем и Луной
как небесными
объектами, знает
о их значении в
жизнедеятельнос
ти всего живого
на планете
(смена времен
года, смена дня и
ночи)
Знает и называет
зверей, птиц,
пресмыкающихс
я, земноводных,
насекомых
«ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ» (5-7 лет)
Личностномотивационная
готовность к
школе предполагает
сформированность
внутренней позиции
школьника и
адекватных ей
познавательных и
социальных мотивов
учения. Она
выражается в
Мотивационная Интеллектуальная
готовность к
готовность ребёнка
школе включает к школе включает
в себя развитую в себя:
потребность ориентировку
ребёнка в
ребёнка в
знаниях, умениях,окружающем
а также
мире;
стремление к их запас его знаний и
совершенствова- умений;
нию
желание узнавать
Волевая готовность к
школе:
умение ребёнка
действовать по команде,
в соответствии с
установленным
образцом;
умение следовать
заданным правилам,
пренебрегая своими
непосредственными
желаниями;
Функциональная
готовность:
хорошее здоровье;
биологическая
зрелость организма
и гармоничное
физическое
развитие; развитие
мелкой моторики;
скоординированная
работа пальцев и
Сформированность
речи (отсутствие
дефектов
звукопроизношени
я). Достаточный
словарный запас.
Это необходимо
для успешного
речевого общения
и овладения
навыками чтения и
письма.
34
отношении ребёнка
к школе, к учебной
деятельности,
учителям, самому
себе.
новое;
любознательность;
сенсорное развитие
(обследование
предметов);
развитие образных
представлений;
развитие речи.
способность напряжённо
трудиться, делая то, что
от него требует педагог,
режим школьной жизни;
умение управлять своим
поведением, умственной
деятельностью.
кистей рук
необходима для
овладения
навыками письма.
По завершению диагностики ведется подсчет баллов:
Младший дошкольный возраст:
Высокий уровень –23 – 27 баллов
Средний уровень – 18 – 22 баллов
Низкий уровень – 9 – 17 баллов
Критический уровень – 0 – 8 баллов
Старший дошкольный возраст:
Высокий уровень – 25 – 30 баллов
Средний уровень – 19 – 24 баллов
Низкий уровень – 10 – 18 баллов
Критический уровень – 0 – 8 баллов
35
Приложение 3
3.3. Календарно-тематическое планирование
(младший дошкольный возраст)
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
Тема занятия
Знакомство
«Давайте дружить»
Правила поведения на занятиях
«Я и моя группа»
Радость
Грусть
Гнев
Словарик эмоций
«Что такое дружба?» «Приветствие». «С
кем я дружил летом» (детские рассказы).
«Всем-всем до свидания» - ритуал
прощания.
Работа со сказкой «Незабудка не смогла
подружиться».
Игра «Волшебник».
«Всем-всем до свидания» - ритуал
прощания.
«Дружба – это помощь». «Мысленная
картинка «на тему «Дружба». Игра
«Помоги другу, или самая дружная пара».
«Всем-всем до свидания» - ритуал
прощания.
«Пересядьте те, кто…» игра. «Паровозик»
игра. «Кого укусил комарик» упражнения
на расслабление. «Всем-всем до свидания»
- ритуал прощания.
«Кто такой настоящий друг?» «Мысленная
картинка» на тему «Настоящий друг».
«Маша – настоящий друг, потому что…».
«Всем-всем до свидания» - ритуал
прощания.
«Настоящий друг в нашей группе». «Мои
другие друзья». «Всем-всем до свидания»
- ритуал прощания.
«С кем я хочу дружить» «Мысленная
картинка на тему «Дружба». Игра «Я хочу
с тобой подружиться». Игра «Я не хочу
подружиться».
Игра
«С
кем
я
подружился». «Всем-всем до свидания» ритуал прощания.
Работа со сказкой «Смелый Бобердулик».
«Всем-всем до свидания» - ритуал
прощания.
«Какие чувства мешают дружить».
«Мысленная картинка» на тему «Радость».
«Вспомним чувства». «Какие чувства
Часы
теория практика
Кол- Дата по Дата по
во
плану факту
часов
1
1
0
0,2
0,8
1
0,2
0,8
1
0,2
0,8
1
0,2
0,8
1
0,2
0,8
1
0,2
0,8
1
0,2
0,8
1
0,2
0,8
1
0,2
0,8
1
0,2
0,8
1
36
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
мешают дружить» игра. «Сердитый
мальчик – веселая девочка» игра. «Всемвсем до свидания» - ритуал прощания.
«Цветок дружбы» игра. «Коровы, собаки,
кошки» игра. «Всем-всем до свидания» ритуал прощания.
«Дружба». «Мысленная картинка» на тему
«Дружба». «Всем-всем до свидания» ритуал прощания.
Работа со сказкой «Особенное растение».
«Всем-всем до свидания» - ритуал
прощания.
«Как помочь грустному человеку».
«Мысленная картинка» на свободную
тему. «Всем-всем до свидания» - ритуал
прощания.
«Грустная Маша». «Веселые обезьянки.
«Обезьянки уснули». «Всем-всем до
свидания» - ритуал прощания.
«Как помочь сердитому человеку».
«Мысленная картинка» на тему «Я
сержусь…» «Миша рассердился». «Мама
рассердилась». «Всем-всем до свидания» ритуал прощания.
«Ласковое имя».
«Всем-всем до
свидания» - ритуал прощания.
«Баба Яга». «Мысленная картинка» на
тему «Что-то очень страшное». «Конкурс
на самую страшную Бабу Ягу». «Всемвсем до свидания» - ритуал прощания.
«У Бабы Яги заболели зубы». «У Бабы Яги
нет друзей». «Всем-всем до свидания» ритуал прощания.
«Баба Яга». «Мысленная картинка» на
тему «Семья Бабы Яги». «Когда Баба Яга
была
маленькой».
«Всем-всем
до
свидания» - ритуал прощания.
«Мы потерялись». «Бабе Яге грустно».
«Всем-всем до свидания» - ритуал
прощания.
«Баба Яга». «Забывчивая Баба Яга».
«Танец Бабы Яги». «Бабе Яге надоело
быть собой». «Всем-всем до свидания» ритуал прощания.
«Рисунок «Баба Яга в гостях в нашем
детском саду». «Всем-всем до свидания» ритуал прощания.
«Змей Горыныч». «Мысленная картинка»
на тему «Самое страшное». «Конкурс
боюсек». «Всем-всем до свидания» ритуал прощания.
0,2
0,8
1
0,2
0,8
1
0,2
0,8
1
0,2
0,8
1
0,2
0,8
1
0,2
0,8
1
0,2
0,8
1
0,2
0,8
1
0,2
0,8
1
0,2
0,8
1
0,2
0,8
1
0,2
0,8
1
0,2
0,8
1
0,2
0,8
1
37
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
«Самый страшный Змей Горыныч».
«Один день из жизни Змея Горыныча».
«Смешной Змей Горыныч». «Всем-всем до
свидания» - ритуал прощания.
«Серый волк». «Веселая мысленная
картинка». «Иван-царевич и Серый волк».
«Всем-всем до свидания» - ритуал
прощания.
«Веселый волк – грустный волк». «Всемвсем до свидания» - ритуал прощания.
«Серый волк». «Страна наоборот».
««Репка» в стране Наоборот». «На,
поноси». «Всем-всем до свидания» ритуал прощания.
«Как
Волк
дружить
научился».
«Фотография на память». «Всем-всем до
свидания» - ритуал прощания.
«Медведь». «Мысленная картинка» на
тему «Я оказался в волшебной сказке».
«Всем-всем до свидания» - ритуал
прощания.
«Животные в волшебных сказках».
«Медведь
страшный».
«Медведь
Мишенька». «Всем-всем до свидания» ритуал прощания.
«Сила человека – это сила его воли».
«Мысленная картинка» на тему «Сильный
человек». «Всем-всем до свидания» ритуал прощания.
Работа со сказкой. «Сказка о двух братьях
и
сильной
воле».
«Щекоталки».
«Хочукалки». «Человек с сильной волей».
«Всем-всем до свидания» - ритуал
прощания.
«Сила
воли
–
умение
терпеть».
«Мысленная картинка» на тему «Человек
сильной воли». «Всем-всем до свидания» ритуал прощания.
«Якалки». «Кто последний встанет».
«Смехунчик». «Раз, два, три, фигура
замри».
«Когда мне удалось быть
сильным». «Всем-всем до свидания» ритуал прощания.
«Как
Волк
дружить
научился».
«Фотография на память». «Всем-всем до
свидания» - ритуал прощания.
«Медведь». «Мысленная картинка» на
тему «Я оказался в волшебной сказке».
«Всем-всем до свидания» - ритуал
прощания.
«Животные в волшебных сказках».
0,2
0,8
1
0,2
0,8
1
0,2
0,8
1
0,2
0,8
1
0,2
0,8
1
0,2
0,8
1
0,2
0,8
1
0,2
0,8
1
0,2
0,8
1
0,2
0,8
1
0,2
0,8
1
0,2
0,8
1
0,2
0,8
1
0,2
0,8
1
38
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.
49.
50.
51.
52.
«Медведь
страшный».
«Медведь
Мишенька». «Всем-всем до свидания» ритуал прощания.
«Сила человека – это сила его воли».
«Мысленная картинка» на тему «Сильный
человек». «Всем-всем до свидания» ритуал прощания.
«Самый страшный Змей Горыныч».
«Один день из жизни Змея Горыныча».
«Смешной Змей Горыныч». «Всем-всем до
свидания» - ритуал прощания.
«Серый волк». «Веселая мысленная
картинка». «Иван-царевич и Серый волк».
«Всем-всем до свидания» - ритуал
прощания.
«Веселый волк – грустный волк». «Всемвсем до свидания» - ритуал прощания.
«Серый волк». «Страна наоборот».
««Репка» в стране Наоборот». «На,
поноси». «Всем-всем до свидания» ритуал прощания.
"Ученый кот"
Временные представления
Радость, грусть.
Гнев.
Удивление.
Испуг (ознакомление)
Спокойствие.
Словарик эмоций.
Праздник Осени.
Восприятие сенсорных эталонов
предметов (цвет, форма, величина)
Восприятие свойств предметов (тяжелыйлегкий, прозрачный-непрозрачный, сухоймокрый, горячий-холодный).
Диагностика.
Диагностика.
Новогодний праздник.
Мои помощники глазки.
Мои помощники ушки.
Мой помощник носик.
Мой помощник ротик.
Мои помощники ручки.
Мои помощники ножки.
Из чего же сделаны наши мальчишки?
Из чего же сделаны наши девчонки?
Страна «Вообразилия».
Прогулка по городу. Обобщения.
Здравствуй, Весна!
День смеха.
В гостях у сказки.
0,2
0,8
1
0,2
0,8
1
0,2
0,8
1
0,2
0,8
1
0,2
0,8
1
0,2
0,8
1
0,2
0,8
1
0,2
0,8
1
0,2
0,8
1
0,2
0,8
1
0,2
0,8
1
0,2
0,8
1
0,2
0,8
1
39
53.
54.
55.
56.
57.
58.
59.
60.
Итоговая диагностика.
Итоговая диагностика.
Я преодолею трудности». «Мысленная
картинка». «Если я – котенок Маша».
«Всем-всем до свидания» - ритуал
прощания
«Я преодолел эти горы». «Всем-всем до
свидания» - ритуал прощания.
«В стране Знаний». «Сложи картинку».
«Какое слово лишнее?». «Самое-самое в
школе». «Всем-всем до свидания» - ритуал
прощания.
«В стране Знаний». «Учитель делает».
«Урок – перемена».
«Всем-всем до
свидания» - ритуал прощания.
Работа со сказкой «Сказка про Большого
Воробья
Иришку».
«Всем-всем
до
свидания» - ритуал прощания.
Приветствие
Упражнение «Ласковое имя» (Дети
называют свое ласковое имя, как их зовут
дома)
Чтение русской народной сказки «Лиса и
козел»
Разыгрывание сказки «Лиса и козел»
Игра «Волшебник»
риветствие
Упражнение с картами МАК
Игра «Какое слово лишнее»
Чтение сказки
Беседа, обсуждение сказки
Прощание
Итоговое занятие
0,2
0,8
1
0,2
0,8
1
0,2
0,8
1
0,2
0,8
1
0,2
0,8
1
0,2
0,8
1
0,2
0,8
1
-
1
1
40
(старший дошкольный возраст)
№
п/п
Тема занятия
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
«Что такое дружба?» «Приветствие». «С
кем я дружил летом» (детские рассказы).
«Всем-всем до свидания» - ритуал
прощания.
Работа со сказкой «Незабудка не смогла
подружиться».
Игра «Волшебник».
«Всем-всем до свидания» - ритуал
прощания.
«Дружба – это помощь». «Мысленная
картинка «на тему «Дружба». Игра
«Помоги другу, или самая дружная пара».
«Всем-всем до свидания» - ритуал
прощания.
«Пересядьте те, кто…» игра. «Паровозик»
игра. «Кого укусил комарик» упражнения
на расслабление. «Всем-всем до свидания»
- ритуал прощания.
«Кто такой настоящий друг?» «Мысленная
картинка» на тему «Настоящий друг».
«Маша – настоящий друг, потому что…».
«Всем-всем до свидания» - ритуал
прощания.
«Настоящий друг в нашей группе». «Мои
другие друзья». «Всем-всем до свидания»
- ритуал прощания.
«С кем я хочу дружить» «Мысленная
картинка на тему «Дружба». Игра «Я хочу
с тобой подружиться». Игра «Я не хочу
подружиться».
Игра
«С
кем
я
подружился». «Всем-всем до свидания» ритуал прощания.
Работа со сказкой «Смелый Бобердулик».
«Всем-всем до свидания» - ритуал
прощания.
«Какие чувства мешают дружить».
«Мысленная картинка» на тему «Радость».
«Вспомним чувства». «Какие чувства
мешают дружить» игра. «Сердитый
мальчик – веселая девочка» игра. «Всемвсем до свидания» - ритуал прощания.
«Цветок дружбы» игра. «Коровы, собаки,
кошки» игра. «Всем-всем до свидания» ритуал прощания.
«Дружба». «Мысленная картинка» на тему
«Дружба». «Всем-всем до свидания» ритуал прощания.
Часы
теория практика
Кол- Дата по Дата по
во
плану факту
часов
1
1
0
0,2
0,8
1
0,2
0,8
1
0,2
0,8
1
0,2
0,8
1
0,2
0,8
1
0,2
0,8
1
0,2
0,8
1
0,2
0,8
1
0,2
0,8
1
0,2
0,8
1
0,2
0,8
1
41
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
Работа со сказкой «Особенное растение».
«Всем-всем до свидания» - ритуал
прощания.
«Как помочь грустному человеку».
«Мысленная картинка» на свободную
тему. «Всем-всем до свидания» - ритуал
прощания.
«Грустная Маша». «Веселые обезьянки.
«Обезьянки уснули». «Всем-всем до
свидания» - ритуал прощания.
«Как помочь сердитому человеку».
«Мысленная картинка» на тему «Я
сержусь…» «Миша рассердился». «Мама
рассердилась». «Всем-всем до свидания» ритуал прощания.
«Ласковое имя».
«Всем-всем до
свидания» - ритуал прощания.
«Баба Яга». «Мысленная картинка» на
тему «Что-то очень страшное». «Конкурс
на самую страшную Бабу Ягу». «Всемвсем до свидания» - ритуал прощания.
«У Бабы Яги заболели зубы». «У Бабы Яги
нет друзей». «Всем-всем до свидания» ритуал прощания.
«Баба Яга». «Мысленная картинка» на
тему «Семья Бабы Яги». «Когда Баба Яга
была
маленькой».
«Всем-всем
до
свидания» - ритуал прощания.
«Мы потерялись». «Бабе Яге грустно».
«Всем-всем до свидания» - ритуал
прощания.
«Баба Яга». «Забывчивая Баба Яга».
«Танец Бабы Яги». «Бабе Яге надоело
быть собой». «Всем-всем до свидания» ритуал прощания.
«Рисунок «Баба Яга в гостях в нашем
детском саду». «Всем-всем до свидания» ритуал прощания.
«Змей Горыныч». «Мысленная картинка»
на тему «Самое страшное». «Конкурс
боюсек». «Всем-всем до свидания» ритуал прощания.
«Самый страшный Змей Горыныч».
«Один день из жизни Змея Горыныча».
«Смешной Змей Горыныч». «Всем-всем до
свидания» - ритуал прощания.
«Серый волк». «Веселая мысленная
картинка». «Иван-царевич и Серый волк».
«Всем-всем до свидания» - ритуал
прощания.
«Веселый волк – грустный волк». «Всем-
0,2
0,8
1
0,2
0,8
1
0,2
0,8
1
0,2
0,8
1
0,2
0,8
1
0,2
0,8
1
0,2
0,8
1
0,2
0,8
1
0,2
0,8
1
0,2
0,8
1
0,2
0,8
1
0,2
0,8
1
0,2
0,8
1
0,2
0,8
1
0,2
0,8
1
42
всем до свидания» - ритуал прощания.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
«Серый волк». «Страна наоборот».
««Репка» в стране Наоборот». «На,
поноси». «Всем-всем до свидания» ритуал прощания.
«Как
Волк
дружить
научился».
«Фотография на память». «Всем-всем до
свидания» - ритуал прощания.
«Медведь». «Мысленная картинка» на
тему «Я оказался в волшебной сказке».
«Всем-всем до свидания» - ритуал
прощания.
«Животные в волшебных сказках».
«Медведь
страшный».
«Медведь
Мишенька». «Всем-всем до свидания» ритуал прощания.
«Сила человека – это сила его воли».
«Мысленная картинка» на тему «Сильный
человек». «Всем-всем до свидания» ритуал прощания.
Работа со сказкой. «Сказка о двух братьях
и
сильной
воле».
«Щекоталки».
«Хочукалки». «Человек с сильной волей».
«Всем-всем до свидания» - ритуал
прощания.
«Сила
воли
–
умение
терпеть».
«Мысленная картинка» на тему «Человек
сильной воли». «Всем-всем до свидания» ритуал прощания.
«Якалки». «Кто последний встанет».
«Смехунчик». «Раз, два, три, фигура
замри».
«Когда мне удалось быть
сильным». «Всем-всем до свидания» ритуал прощания.
Приветствие
Игра «Доброе животное»
Игра «Испорченный телефон»
Игра «Через стекло»
Чтение рассказов Н.Носова
Обуждение
Прощание
Приветствие
Упражнение «Ученик делает»
Чтение сказки
Беседа, обсуждение сказки
Игра «Гномики»
Прощание
«Животные в волшебных сказках».
«Медведь
страшный».
«Медведь
Мишенька». «Всем-всем до свидания» ритуал прощания.
0,2
0,8
1
0,2
0,8
1
0,2
0,8
1
0,2
0,8
1
0,2
0,8
1
0,2
0,8
1
0,2
0,8
1
0,2
0,8
1
0,2
0,8
1
0,2
0,8
1
0,2
0,8
1
43
39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.
49.
50.
51.
52.
«Мысленная картинка» на тему «Сильный
человек». «Всем-всем до свидания» ритуал прощания.
«Сказка о двух братьях и сильной воле».
«Щекоталки». «Хочукалки». «Человек с
сильной волей». «Всем-всем до свидания»
- ритуал прощания.
«Сила
воли
–
умение
терпеть».
«Мысленная картинка» на тему «Человек
сильной воли». «Всем-всем до свидания» ритуал прощания.
«Кто последний встанет». «Смехунчик».
«Раз, два, три, фигура замри». «Когда мне
удалось быть сильным». «Всем-всем до
свидания» - ритуал прощания.
«Когда мне удалось быть сильным».
«Всем-всем до свидания» - ритуал
прощания.
Приветствие
Упражнение «Любимая игра» (дети
выбирают игру, которая им больше всего
нравится)
Составляем сказку про школу
Игра «Урок - перемена»
Прощание
«Трудности
дороги
к
Знанию».
«Мысленная картинка» на свободную
тему. «Моем стекла». «Мы – сильные».
«Всем-всем до свидания» - ритуал
прощания.
Работа со сказкой «Сказка о котенке
Маше». «Рисование сказки».«Всем-всем
до свидания» - ритуал прощания.
«Трудности дороги к Знанию можно
преодолеть». «Мысленная картинка».
«Слушаем хлопки». «Всем-всем до
свидания» - ритуал прощания.
«Поиграем в сказку», «Релаксация».
«Всем-всем до свидания» - ритуал
прощания.
«Я преодолею трудности». «Мысленная
картинка». «Если я – котенок Маша».
«Всем-всем до свидания» - ритуал
прощания.
«Я преодолел эти горы». «Всем-всем до
свидания» - ритуал прощания.
«В
стране
Знаний».
«Школьные
принадлежности». «Школьные чувства».
«Сложи картинку». «Всем-всем до
свидания» - ритуал прощания.
Работа со сказкой «Сказка про Большого
0,2
0,8
1
0,2
0,8
1
0,2
0,8
1
0,2
0,8
1
0,2
0,8
1
0,2
0,8
1
0,2
0,8
1
0,2
0,8
1
0,2
0,8
1
0,2
0,8
1
0,2
0,8
1
0,2
0,8
1
0,2
0,8
1
0,2
0,8
1
44
53.
54.
55.
56.
57.
58.
59.
60.
Воробья
Иришку».
«Всем-всем
до
свидания» - ритуал прощания.
«В стране Знаний». «Сложи картинку».
«Какое слово лишнее?». «Самое-самое в
школе». «Всем-всем до свидания» - ритуал
прощания.
Работа со сказкой «Сказка о маленьком
привидении Филе». «Всем-всем до
свидания» - ритуал прощания.
«В стране Знаний». «Учитель делает».
«Урок – перемена».
«Всем-всем до
свидания» - ритуал прощания.
Работа со сказкой «Как Ящок поступал в
Дом Учености». «Всем-всем до свидания»
- ритуал прощания.
«Мне скоро в школу». «Двигательный
диктант». «Ученик делает». «Всем-всем до
свидания» - ритуал прощания.
Работа со сказкой «Яшок и буква А».
«Чудо-дерево». «Всем-всем до свидания»
- ритуал прощания.
«Любимая игра». «Ваню в школу
провожать – надо нам поколдовать»
«Рисование себя в школе». «Всем-всем до
свидания» - ритуал прощания.
Итоговое занятие
0,2
0,8
1
0,2
0,8
1
0,2
0,8
1
0,2
0,8
1
0,2
0,8
1
0,2
0,8
1
0,2
0,8
1
-
1
1
45
Приложение 4
3.4 Лист корректировки
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
«Познавай-ка»
№
п/п
Причина корректировки
Дата
Согласовано
с заместителем
заведующего по УВР
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
46
Приложение 5
3.5.
Методическое обеспечение к воспитательному блоку
(младший дошкольный возраст)
Месяц
октябрь
ноябрь
Тема мероприятия
16 октября
«День отца» в
России
27 ноября
«День матери в
России»
декабрь
«Новый год»
январь
«Наши поступки»
февраль
март
23 февраля
«День защитника
Отечества»
«Моя семья»
апрель
«Мои товарищи»
май
15 мая
«Международный
день семьи»
Форма проведения и содержание мероприятия,
Беседа «Как зовут моего папу», Чтение стихотворений
о папе.
Беседа с рассматриванием иллюстраций
«Домашние дела папы».
Беседы: «Как зовут мою маму» «Моя мама всех
милей»; сюжетно – ролевые игры «Мама дома»,
«Пеленаем братика/сестренку», беседа «Мамы разные
нужны, мамы разные важны». Чтение С. Прокофьева
«Сказка о невоспитанном мышонке».
«Ёлочка нарядная к малышам пришла» рассматривание
ёлки, игрушек на ёлке, чтение стихотворений. Беседа
«Добрый волшебник дедушка Мороз», рассматривание
иллюстраций.
«Беседа о культуре поведения. Сюжетно-ролевые игры
с разными ситуациями. Рассматривание сюжетных
картинок на тему «Правила поведения». Чтение «Два
жадных медвежонка», В. Маяковский «Что такое
хорошо, что такое плохо», Э. Мошковская «Жадина».
Беседа «Как зовут моего папу», Чтение стихотворений
о папе.
Беседа с рассматриванием иллюстраций
«Домашние дела папы».
«Рассматривание иллюстраций с членами семьи.
Игровые ситуации «Дочки-матери», «Готовим обед»,
«Накормим дочку».
Знакомство детей с понятием «товарищ». Беседа о том,
в каких ситуациях проявляются товарищеские
качества. Чтение Н. Носов «Ступеньки», С.
Прокофьева «Маша и Ойка», С. Михалков «Песенка
друзей», Г. Цыферов «Когда не хватает игрушек».
Беседы:«Как зовут твоих родителей», «Семья – это я».
Пальчиковая игра «Моя семья». Чтение сказка «Гуси
лебеди».
47
(старший дошкольный возраст)
Месяц
октябрь
Тема мероприятия
21 октября
«День отца» в России
ноябрь
27 ноября
«День матери в
России»
декабрь
5 декабря
«День добровольца
(волонтёра) в России»
«Новый год»
январь
«Мои товарищи»
февраль
23 февраля
«День защитника
Отчества»
март
«Моя семья»
апрель
«Наши поступки»
май
«Я и моё имя»
Форма проведения и содержание мероприятия,
Беседа «Как зовут моего папу», «Кем работает мой
папа». Чтение стихотворений о папе.
Беседа с
рассматриванием иллюстраций «Домашние дела
папы».
Беседы: «Как зовут мою маму» «Моя мама лучше
всех», сюжетно – ролевые игры «Семья», «Мама
готовит обед», беседа «Мамы разные нужны, мамы
разные важны». Чтение С. Прокофьева «Сказка о
невоспитанном мышонке». Заучивание
Г. Виеру
«Мамин день», Е. Благинина «Посидим в тишине».
Беседа «Кто такие волонтёры»,
«Маленькие
волонтёры или добрые дела дошколят».
Акции: «Поможем малышам одеться на прогулку»,
«Расчистим малышам тропинку от снега», «Покормим
птиц».
«Весело и дружно встретим новый год» разучивание
песен, стихотворений. Беседа «Добрый волшебник
дедушка Мороз». Чтение С. Георгиев «Я спас Деда
Мороза».
Беседы «Что такое дружба», «В каких ситуациях
проявляются товарищеские качества», «Как может
помочь товарищ?». Чтение А. Гайдар «Чук и Гек», В.
Катаев «Цветик-семицветик».
Беседа «Защитники Родины». Рассматривание альбома
«Военные профессии», «Военная техника», «Наша
армия».
Составление описательных рассказов о
военной технике.
Беседы «Мои родители», «Как мы дома делим
обязанности», «Как мы отдыхаем всей семьёй», «Наши
семейные праздники». Чтение сказка «Хаврошечка»
обр. А. Толстого, «Кукушка» ненецкая сказка.
«Беседа о культуре поведения. Сюжетно-ролевые игры
с разными ситуациями. Рассматривание сюжетных
картинок на тему «Правила поведения». Чтение «Два
жадных медвежонка», В. Маяковский «Что такое
хорошо, что такое плохо», Э. Мошковская «Жадина».
Дидактическая игра «Кто я?», «Моё имя». Беседа
«Девочки и мальчик». Чтение Хаврошечка обр. А.
Толстого, Н. Носов «Живая шляпа», Л. Толстой
«Косточка»,
«Прыжок», В. Катаев
«Цветиксемицветик».
48
Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)