Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по подготовке к школе Грамотейка на 2024-2025 учебный год

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ
АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА СИМФЕРОПОЛЯ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА № 9 «ЖАР-ПТИЦА»
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ СИМФЕРОПОЛЬ
РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

ПРИНЯТО
на заседании Педагогического совета
Протокол от 01 октября 2024 г. №2

УТВЕРЖДАЮ
Заведующий МБДОУ №9 «Жар-птица»
г. Симферополя
____________________ С.С. Лиманцева
Приказ от 01 октября 2024г. № 176

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ПО ПОДГОТОВКЕ К ШКОЛЕ
«ГРАМОТЕЙКА»

Направленность: социально-гуманитарная
Срок реализации программы: 1 год
Вид программы: модифицированная
Уровень программы: ознакомительный
Возраст обучающихся: 5-7 лет
составитель:
Гончарук Ирина Александровна
педагог дополнительного образования

г. Симферополь, 2024 г.
1

СОДЕРЖАНИЕ
Содержание

стр.

1.

Комплекс основных характеристик программы

1.1.

Пояснительная записка

3

1.2.

Цель и задачи реализации Программы

12

1.3.

Воспитательный потенциал Программы

13

1.4.

Содержание Программы

14

1.5.

Планируемые результаты освоения Программы

18

2.

Комплекс организационно-педагогических условий

2.1.

Календарный учебный график

21

2.2.

Условия реализации программы

21

2.3.

Формы аттестации

26

2.4.

Список литературы

27

3.

Приложения

3.1.

Приложение 1 Календарный учебный график

29

3.2.

Приложение 2 Оценочные материалы

30

3.3.

Приложение 3. Календарно-тематическое планирование

31

3.4.

Приложение 4. Лист корректировки

37

3.5.

Приложение 5. Методическое обеспечение к воспитательному
блоку.

38

2

1. Комплекс основных характеристик программы
1.1. Пояснительная записка
В

настоящее

общеобразовательных

время

основой

общеразвивающих

разработки
программ

дополнительных

является

следующая

нормативно-правовая база:
 Федеральный

закон

Российской

Федерации

от

29.12.2012

г.

№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в действующей редакции);
 Федеральный закон Российской Федерации от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ «Об
основных

гарантиях

прав

ребенка

в

Российской

Федерации»

(в действующей редакции);
 Указ Президента Российской Федерации от 24.12.2014 г. № 808 «Об утверждении
Основ государственной культурной политики» (в действующей редакции);
 Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года,
утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 г.
№ 996-р;
 Стратегия

научно-технологического

развития

Российской

Федерации,

утверждённая Указом Президента Российской Федерации от 01.12.2016 г. № 642 (в
действующей редакции);
 Федеральный проект «Успех каждого ребенка» - Приложение к протоколу
заседания проектного комитета по национальному проекту «Образование» от
07.12.2018 г. № 3;
 Указ

Президента

Российской

Федерации

от

07.05.2018

г.

№

204

«О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации
на период до 2024 года»(в действующей редакции);

3

 Национальный проект «Образование» - Паспорт утвержден президиумом Совета
при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и
национальным проектам (протокол от 24.12.2018 г. № 16);
 Приказ

Министерства

просвещения

Российской

Федерации

от 13.03.2019 г. № 114 «Об утверждении показателей, характеризующих общие
критерии оценки качества условий осуществления образовательной деятельности
организациями, осуществляющими образовательную деятельность по основным
общеобразовательным

программам,

образовательным

программам

среднего

профессионального образования, основным программам профессионального
обучения, дополнительным общеобразовательным программам»;
 Приказ

Минпросвещения

России

от

03.09.2019

г.

№

467

«Об утверждении Целевой модели развития региональных систем развития
дополнительного образования детей» (в действующей редакции);
 Приказ Минобрнауки России и Минпросвещения России от 05.08.2020 г. №
882/391 «Об организации и осуществлении образовательной деятельности при
сетевой форме реализации образовательных программ» (в действующей редакции);
 Указ

Президента

Российской

Федерации

от

21.07.2020

г.

№

474

«О национальных целях развития России до 2030 года»;
 Федеральный закон Российской Федерации от 13.07.2020 г. № 189-ФЗ «О
государственном
государственных

(муниципальном)

социальном

(муниципальных)

услуг

заказе
в

на

социальной

оказание
сфере»

(в действующей редакции);
 Постановление

Главного

государственного

санитарного

врача

Российской

Федерации от 28.09.2020 г. № 28 Об утверждении санитарных правил СП 2.4.364820 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
 Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от
22.09.2021 г. № 652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых»;
4

 Постановление

Главного

государственного

санитарного

врача

Российской

Федерации от 28.01.2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм
СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (в
действующей редакции);
 Указ Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 г. № 809 «Об
утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению
традиционных российских духовно-нравственных ценностей»;
 Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 г. № 678-р «Об
утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030
года» (в действующей редакции);
 Приказ

Министерства

просвещения

Российской

Федерации

от

27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной

деятельности

по

дополнительным

общеобразовательным

программам;
 Об образовании в Республике Крым: закон Республики Крым от 06.07.2015 г. №
131-ЗРК/2015 (в действующей редакции);
 Приказ Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от
03.09.2021 г. № 1394 «Об утверждении моделей обеспечения доступности
дополнительного образования для детей Республики Крым»;
 Приказ Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от
09.12.2021 г. № 1948 «О методических рекомендациях «Проектирование
дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ»;
 Распоряжение

Совета

министров

Республики

Крым

от

11.08.2022 г.

№ 1179-р «О реализации Концепции дополнительного образования детей до 2030
года в Республике Крым»;
 Постановление Совета министров Республики Крым от 20.07.2023 г. № 510 «Об
организации

оказания

государственных

5

услуг

в

социальной

сфере

при

формировании

государственного

социального

заказа

на

оказание

государственных услуг в социальной сфере на территории Республики Крым»;
 Постановление Совета министров Республики Крым от 17.08.2023 г. № 593 «Об
утверждении Порядка формирования государственных социальных заказов на
оказание государственных услуг в социальной сфере, отнесенных к полномочиям
исполнительных органов Республики Крым, и Формы отчета об исполнении
государственного социального заказа на оказание государственных услуг в
социальной

сфере,

отнесенных

к

полномочиям

исполнительных

органов

Республики Крым»;
 Постановление Совета министров Республики Крым от 31.08.2023 г. № 639 «О
вопросах оказания государственной услуги в социальной сфере «Реализация
дополнительных образовательных программ» в соответствии с социальными
сертификатами»;
 Методические

рекомендации

общеразвивающих

программ

по

проектированию

(включая

дополнительных

разноуровневые),

разработанные

Минобрнауки России совместно с ГАОУ ВО «Московский государственный
педагогический

университет».

ФГАУ

«Федеральный

институт

развития

образования» и АНО дополнительного профессионального образования «Открытое
образование», письмо от 18.11.2015 г. № 09-3242;
 Письмо Министерства Просвещения Российской Федерации от 20.02.2019 г. №
ТС

–

551/07

«О

сопровождении

образования обучающихся с

ОВЗ

и

инвалидностью»;
 Письмо

Минпросвещения

России

от

19.03.2020

г.

№

ГД-39/04

«О направлении методических рекомендаций по реализации образовательных
программ начального общего, основного общего, среднего общего образования,
образовательных

программ

среднего

профессионального

образования

и

дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного
обучения и дистанционных образовательных технологий»;

6

 Письмо Министерства Просвещения Российской Федерации от 30.12.2022 г. №
АБ-3924/06

«О

направлении

методических

рекомендаций

«Создание

современного инклюзивного образовательного пространства для детей с
ограниченными

возможностями

образовательных

здоровья

организаций,

и

детей-инвалидов

реализующих

на

базе

дополнительные

общеобразовательные программы в субъектах Российской Федерации»;
 Письмо Министерства Просвещения Российской Федерации от 31.07.2023 г. №
04-423 «О направлении методических рекомендаций для педагогических
работников образовательных организаций общего образования, образовательных
организаций

среднего

профессионального

образования,

образовательных

организаций дополнительного образования по использованию российского
программного

обеспечения при

взаимодействии

с обучающимися и

их

родителями (законными представителями)»;
 Письмо

Минпросвещения

России

от

01.06.2023

г.

№

АБ-2324/05

«О внедрении Единой модели профессиональной ориентации» (вместе с
«Методическими

рекомендациями

по

минимума

образовательных

организаций

для

реализации

профориентационного

Российской

Федерации,

реализующих образовательные программы основного общего и среднего общего
образования», «Инструкцией по подготовке к реализации профориентационного
минимума в образовательных организациях субъекта Российской Федерации»);
 Письмо Министерства Просвещения Российской Федерации от 29.09.2023 г. №
АБ-3935/06

«Методические

обновления

содержания,

рекомендации
методов

и

по

формированию

технологий

обучения

механизмов
в

системе

дополнительного образования детей, направленных на повышение качества
дополнительного образования детей, в том числе включение компонентов,
обеспечивающих

формирование

функциональной

грамотности

и

компетентностей, связанных с эмоциональным, физическим, интеллектуальным,
духовным развитием человека, значимых для вхождения Российской Федерации в
число десяти ведущих стран мира по качеству общего образования, для
7

реализации приоритетных направлений научно технологического и культурного
развития страны»;


Уставом и локальными МБДОУ №9 «Жар-птица» г. Симферополя.
Программа модифицированная, разработана на основе программы на основе

программы «Преемственность» (программа по подготовке к школе детей 5-7 лет) Н.
А. Федосова, Е. В. Коваленко, И. А. Дядюнова и др.; науч. рук. Н. А. Федосова (М.:
Просвещение, 2012), рекомендованной Министерством образования РФ.
Направленность программы социально-гуманитарная.
Содержание

дополнительной

общеобразовательной

общеразвивающей

программы «Подготовка к школе» детей старшего дошкольного возраста (далее Программа) ориентирована по двум направлениям:
-первое направление - обучение грамоте «От А до Я»», составленное и
разработанное на основе программ и пособий: Колесниковой Е.В. «От звука к
букве», Журовой Е.Н., Варенцовой Н.С., Дуровой Н.В., Невской Л.Н. ,«Обучение
дошкольников грамоте», Филичевой Л.Н. «Развитие графических навыков»;
-второе направление - математика и логика «Раз - ступенька, два ступенька»», составленное на основе программ и пособий: Л.Г.Петерсон, Н.П.
Холиной «Раз – ступенька, два – ступенька. Практический курс математики для
дошкольников»;
Актуальность программы. Созданием данной образовательной программы
послужил социальный запрос родителей и школы. Интеллектуальная готовность
ребенка (наряду с физической,

эмоциональной, психологической готовностью)

является

успешного

приоритетной

для

обучения

в

школе,

успешного

взаимодействия со сверстниками и взрослыми.
Включение в программу игр по укреплению

психофизиологического здоровья

детей, традиционных и нетрадиционных методов совместной деятельности,
направленных на интеллектуальное развитие и не используемых в основных
образовательных программах, также является
образовательной программы.
8

отличительной чертой данной

Готовность к школе определяется тремя взаимосвязанными компонентами:
физической

готовностью,

т.е.

состоянием

здоровья;

интеллектуальной

и

личностной готовностью.
Физическая готовность ребёнка к школе определяется медиками и
заносится в медицинскую карту.
Личностная готовность характеризуется: способностью ориентироваться в
окружающем мире,

отношением к школе; самостоятельности ребёнка; его

активности и инициативы; развитие потребности в общении; умение устанавливать
контакт со сверстниками и взрослыми.
Интеллектуальная готовность детей к школе включает в себя состояние
сенсорного развития, состояние развития образных представлений и ряда
психических процессов, умственное и речевое развитие.
Отличительной особенностью программы является то, что в ее основе
лежат игровая и развивающие технологии. Подготовка к школе проводится в
игровой форме, в атмосфере доброжелательности, что позволит ребенку избежать
стресса. Задания подобраны с учетом индивидуальных особенностей детей и
создают ситуации успеха для них. День за днем ребенок будет самостоятельно
делать «открытия» и активно участвовать в обучении. В ходе реализации
программы формируется личность ребенка, развивается его самостоятельность,
расширяется кругозор.
Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что:
 подготовка к школе носит развивающий характер;
 не допускает дублирования программ дошкольного образования;
 ориентирует не на уровень знаний, а на развитие потенциальных
возможностей ребенка, на зону его ближайшего развития;
 обеспечивает

постепенный

переход

от

непосредственности

к

произвольности;
 организует

и

сочетает

в

единой

продуктивные виды деятельности;
9

смысловой

последовательности

 готовит переход от игровой к творческой, учебной деятельности, в том числе
в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми.
Основные принципы построения программы: общее развитие с учетом
индивидуальных

возможностей

и

способностей;

развитие

творческой

деятельности; развитие личностных компетенций; поддержка и сохранение
здоровья; формирование духовно-нравственных установок и ориентаций; развитие
устойчивой

психологической

адаптации

к

новым

условиям

образования;

сотворчество обучающих, обучающихся и родителей.
Содержание подготовки к обучению строится на таких принципах, как: учет
возрастных

и

индивидуальных

особенностей

ребенка;

систематичность и

последовательность; вариантность и вариативность; доступность и достаточность;
наглядность; достоверность; комплексность; взаимосвязь с окружающим миром;
разнообразие игровых и творческих заданий.
Адресат программы. Программа разработана для детей 5–7 лет. В группы
принимаются как девочки, так и мальчики, без предъявления требований к уровню
подготовки, изъявившие желание заниматься в кружке. Формируются группы с
постоянным составом по возрастному принципу (от 5 до 7 лет – старшая
дошкольная группа). Набор детей в группы свободный; единственным условием
является соответствующий возраст воспитанников. Опыт работы с детьми показал
целесообразность проведения занятий с группой, до 8 человек. При этом не следует
создавать очень маленькие группы, так как виды и приемы работы дают
возможность привлечь к активной деятельности всех детей (коллективное
проговаривание слов и предложений, пение, игры, рассказы по картинкам и т.д.),
используя и соревновательный эффект в том числе.
Объем и срок освоения программы. Срок обучения по программе 1 год.
Программа «Грамотейка» предлагает систему занятий и состоит из следующих
курсов: «Обучение грамоте и развитие речи», «Практический курс математики для
дошкольников».
«Обучение грамоте и развитие речи» - 1 занятие 1 раз в неделю,
10

«Практический курс математики для дошкольников» - 1 занятие 1 раз в неделю,
Продолжительность занятий 30 минут с 10-минутным перерывом.
Программа рассчитана на 30 недель. Общее количество - 60 часов.
В летний период занятия не проводятся.
Форма обучения – очная.
Особенности

организации

образовательного

процесса.

Организация

образовательного процесса осуществляется на основании учебного плана,
календарного учебного графика, программы дополнительного образования и
разработанного

на

ее

основе

календарно-тематического

планирования.

Дошкольники могут быть укомплектованы в одновозрастные и разновозрастные
группы, в зависимости от степени знаний, навыков и умений и являются основным
составом группы. Состав группы – постоянный. Занятия – подгрупповые. Виды
занятий по программе определяются содержанием программы и предусматривают
беседы и практические занятия. Занятия проходят в игровой форме, чередуя
интеллектуальную нагрузку с играми малой и средней подвижности.
Режим занятий. Каждая группа занимается два раза в неделю по 1
академическому часу. Продолжительность одного академического часа – 30 минут.
Перерывы между группами составляют 10 минут.

11

1.2. Цель программы и задачи программы
Цель программы: выравнивание стартовых возможностей к предстоящему
школьному обучению.
Задачи программы:
Обучающие:
- Формировать первоначальные лингвистические представления, понимание
того, что такое слово, предложение и как они строятся; умения проводить
звукобуквенный

анализа; делить слова на слоги; различать звуки (гласные и

согласные, твердые и мягкие согласные, звонкие и глухие согласные); соотносить
звук и букву; определять ударный слог; составлять предложение из двух, трех,
четырех слов.
- Формировать навыки выразительности речи: пользоваться высотой и силой
голоса, темпом и ритмом речи, паузами, разнообразными интонациями; выработка
дикции.
- Формировать графические

навыки с целью подготовки руки ребенка к

письму («печатание» букв, слов, предложений).
- Формировать навыки самоконтроля и самооценки выполненной работы.
- Учить планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с
заданными правилами и алгоритмами, проверять результат своих действий на
основе математических понятий.
Метапредметные:
–

Расширять кругозор учащихся;

–

Формировать мотивацию к познанию;

–

Развивать фонематический слух.

Личностные:
По окончании курса обучения обучающиеся должны:
–

Быть аккуратными, трудолюбивыми, настойчивыми, проявлять выдержку и
желание довести начатое до конца;

–

Толерантно относиться друг к другу;
12

Уметь работать самостоятельно.

–

Развивающие:
- Развить фонематический слух: слышать отдельные звуки в словах,
определять место заданного звука в слове способность дифференцировать звуки.
- Развивать мелкую моторику и зрительно-двигательную координацию.
- Развивать произвольности психических процессов.
- Развивать образное и вариативное мышление, воображение, творческие
способности.
- Развивать способность к саморегуляции поведения и проявлению волевых
усилий.
-

Развивать

мыслительные

операции

(анализа,

синтеза,

сравнения,

обобщения, классификации, аналогии) в процессе решения математических задач.
Развитие нравственно-коммуникативных качеств личности:
–

Воспитывать

целеустремлённость,

собранность,

работоспособность,

коллективизм;
–

Воспитывать умение сопереживать;

–

Воспитывать умение вести себя в группе во время занятия;

–

Воспитывать чувство такта.
1.3.

Воспитательный потенциал программы

Воспитательная работа в рамках программы ориентирована на всестороннее
развитие личности ребенка, его неповторимой индивидуальности, направлена на
гуманизацию воспитательно-образовательной работы с детьми, основана на
психологических особенностях развития детей; развитие доброжелательности. Для
решения поставленных воспитательных задач и достижения цели программы
дошкольники привлекаются к участию в мероприятиях ДОУ, кружка; в
конкурсных

мероприятиях

различного

уровня.

В

результате

проведения

воспитательных мероприятий будет достигнут высокий уровень сплоченности
коллектива, повышение интереса к занятиям, привлечение родителей к активному
участию в работе ДОУ.
13

1.4.Содержание программы
Учебный план
«Обучение грамоте и развитие речи»
№ Наименование темы
п/п
1. Речь.

Всего
часов
1

Теория Практика Форма контроля
0,2

0,8

Опрос, беседа, игра,
демонстрация

2.

Звуки и буквы. Слоги и слова.

7

1,4

5,6

Опрос, беседа, игра,
демонстрация

3.

Предложение.

7

1,4

5,6

4.

Согласные звуки и буквы

7

1,4

5,6

5.

Чтение слов, предложений.

7

1,4

5,6

Опрос, беседа, игра,
демонстрация
Опрос, беседа, игра,
демонстрация
Опрос, беседа, игра,
демонстрация

7,4

22,6

6.

Итоговое занятие

1
Итого:

1
30

Итоговый контроль

Содержание программы
Речь.
Теория. Речь устная и письменная.
Звуки и буквы. Слоги и слова.
Теория. Понятие «звук».
Практика. Фонематическое развитие слуха детей: вычленение звуков из слова,
слого-звуковой

и звуковой анализ слов; сравнение звуки в похоже звучащих

словах, наблюдение за работой артикуляционного аппарата при произнесении
звуков;
Форма контроля: Опрос, беседа, игра, демонстрация.
Звуки и буквы. Слоги и слова.
Теория. Понятие «буква». Различие понятий «слово» и «слог». Гласные звуки и
буквы.
Практика. Графическое изображение звука. Деление слов на слоги. Ударение,
ударный слог. Деление двусложных и трехсложных слов с открытыми слогами на
части, определение количество слогов. Слого-буквенный анализ,
14

схематичное

изображение слога, подбор слова к схеме. Определение ударного слога, ударной
гласной. Правильное произношение звуков в слогах; составление слов из слогов,
букв.
Форма контроля: Опрос, беседа, игра, демонстрация.
Предложение.
Теория. Понятие о предложении (без грамматического определения).
Практика. Составление предложений, членение простых предложений на слова,
согласование слов в предложении.
Слова. Правильное построение предложений из слов.
Форма контроля: Опрос, беседа, игра, демонстрация.
Согласные звуки и буквы.
Теория. Согласные звуки мягкие и твердые. Различие понятий «звук» и «буква».
Практика. Графическое изображение звука. Деление слов на слоги. Ударение,
ударный слог. Деление двусложных и трехсложных слов с открытыми слогами на
части, определение количество слогов. Слого-буквенный анализ,

схематичное

изображение слога, подбор слова к схеме. Определение ударного слога, ударной
гласной. Правильное произношение звуков в слогах; составление слов из слогов,
букв.
Форма контроля: Опрос, беседа, игра, демонстрация.
Чтение слов, предложений.
Теория. Понятие о слове, предложении.
Практика. Составление предложений, членение простых предложений на слова,
согласование слов в предложении.
Слова. Правильное построение предложений из слов.
Форма контроля: Опрос, беседа, игра, демонстрация.
«Итоговое занятие»
Практика. Итоговое занятие по разделам программы.
Форма контроля: контрольное занятие.

15

Учебный план
«Математика для дошкольников»
№
п/п
1.

Наименование темы

Всего
часов
19

Теория Практика Форма контроля
3,8

15,2

2.

Пространственно-временные
представления.

3

0,6

2,4

3.

Геометрические фигуры и
величины

3

0,6

2,4

Опрос, беседа, игра,
демонстрация

4.

Совокупности (группы)
предметов или фигур.

4

0,8

3,2

Опрос, беседа, игра,
демонстрация

5.

Итоговое занятие

1

Итоговый контроль

Числа и операции над ними

1
Итого:

Опрос, беседа, игра,
демонстрация
Опрос, беседа, игра,
демонстрация

30

Содержание программы
Числа и операции над ними.
Теория. Понятия о числах, операции над числами. Четные-нечетные числа. Задача,
структура задачи.
Практика. Прямой и обратный счет в пределах 10. Количественный и порядковый
счет. Образование следующего числа путем прибавления единицы. Название,
последовательность и обозначение чисел от 1 до 10 цифрами, точками на отрезке
прямой. Состав чисел первого десятка. Счет 2, 3, 5.
Равенство и неравенство чисел. Сравнение чисел (больше на..., меньше на ...) на
наглядной основе.
Формирование представлений о сложении и вычитании чисел в пределах 10 (с
использованием наглядной опоры). Взаимосвязь между сложением и вычитанием
чисел.
Число 0 и его свойства.
Решение простых (в одно действие) задач на сложение и вычитание с
использованием наглядного материала.
Форма контроля: Опрос, беседа, игра, демонстрация.
16

Пространственно-временные представления.
Теория. Понятия: на -над -под, слева -справа -посередине, спереди -сзади, сверху снизу, выше -ниже, шире -уже, длиннее -короче, толще -тоньше,
Практика. Примеры отношений: на -над -под, слева -справа -посередине, спереди сзади, сверху -снизу, выше -ниже, шире -уже, длиннее -короче, толще -тоньше,
раньше -позже, позавчера -вчера -сегодня -завтра -послезавтра, вдоль, через и др.
Установление последовательности событий. Последовательность дней в неделе.
Последовательность месяцев в году.
Ориентировка на листе бумаги в клетку. Ориентировка в пространстве с помощью
плана.
Форма контроля: Опрос, беседа, игра, демонстрация.
Геометрические фигуры и величины.
Теория. Понятие форма. плоскостные и объёмные геометрические фигуры.
Понятие о точке, прямой, луче, отрезке, ломаной линии, многоугольнике, углах, о
равных фигурах, замкнутых и незамкнутых линиях.
Практика. Формирование умения выделять в окружающей обстановке предметы
одинаковой

формы.

Знакомство

с

геометрическими

фигурами:

квадрат,

прямоугольник, треугольник, четырехугольник, круг, шар, цилиндр, конус,
пирамида, параллелепипед (коробка), куб.
Составление фигур из частей и деление фигур на части. Конструирование фигур из
палочек.
Формирование представлений о точке, прямой, луче, отрезке, ломаной линии,
многоугольнике, углах, о равных фигурах, замкнутых и незамкнутых линиях.
Форма контроля: Опрос, беседа, игра, демонстрация.
Совокупности (группы) предметов или фигур.
Теория. Понятие о свойствах предметов: цвет, форма, размер, материал. Понятие о
равенстве и неравенстве.
Практика. Свойства предметов: цвет, форма, размер, материал и др. Сравнение
предметов по цвету, форме, размеру, материалу.
17

Составление

совокупности

по

заданному

признаку.

Выделение

части

совокупности. Сравнение двух совокупностей (групп) предметов. Обозначение
равенства и неравенства.
Форма контроля: Опрос, беседа, игра, демонстрация.
«Итоговое занятие»
Практика. Итоговое занятие по разделам программы.
Форма контроля: контрольное занятие.
1.5. Планируемые результаты освоения Программы
Программа направлена на достижение личностных, метапредметных и
предметных результатов.
Личностные: мотивационные и коммуникативные, формирование Я концепции и самооценки при подготовке к обучению в школе, положительное
отношение к школьному обучению.
Метапредметными результатами изучения курса «Обучение грамоте и
развитие речи» является формирование универсальных учебных действий:
Регулятивные:
 определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью
учителя;
 проговаривать последовательность действий на занятии;
 учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с
материалом тетрадей на печатной основе;
 учиться работать по предложенному учителем плану.
Средством формирования регулятивных универсальных учебных действий служит
технология проблемного диалога.
Познавательные:
 ориентироваться в тетрадях на печатной основе;
 находить ответы на вопросы на иллюстрациях;
 делать выводы в результате совместной работы группы и учителя;
 преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно
пересказывать небольшие тексты.
18

Средством формирования познавательных универсальных учебных действий
служат

тексты

тетрадей

и

его

методический

аппарат,

обеспечивающие

формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с
информацией).
Коммуникативные:
 оформлять свои мысли в устной форме (на уровне предложения или
небольшого текста);
 слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания:
фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;
 договариваться о правилах поведения и общения оценки и самооценки и
следовать им;
 учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера,
исполнителя).
Средством

формирования

коммуникативных

универсальных

учебных

действий служат проблемно-диалогическая технология и организация работы в
парах и малых группах.
Метапредметными

результатами

изучения

курса

«Математика

для

дошкольников» являются формирование следующих универсальных учебных
действий:
Регулятивные:
 Определять цель деятельности на занятии с помощью учителя;
 Учиться планировать учебную деятельность;
 Высказывать свою версию;
 Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства
(тетрадь на печатной основе, простейшие приборы и инструменты).
Средством формирования этих действий служит технология проблемного
диалога на этапе изучения нового материала.
 Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
Средством

формирования

этих

действий
19

служит

технология

оценивания

образовательных достижений (учебных успехов)
Познавательные:
 Ориентироваться в своей системе знаний;
 Делать предварительный отбор источников информации для

решения

учебной задачи;
 Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных
формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.);
 Перерабатывать

полученную

информацию:

наблюдать

и

делать

самостоятельные выводы;
Средством формирования этих достижений служит учебный материал и
задания в тетрадях.
Коммуникативные:
 Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи (на
уровне одного предложения или небольшого текста);
 Слушать и понимать речь других;
 Вступать в беседу на занятии и в жизни;
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога
(побуждающий и подводящий диалог) и технология продуктивного чтения.
 Совместно договариваться о

правилах общения и поведения в школе и

следовать им.
 Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Средством формирования этих действий служит работа в парах и малых группах.

20

2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
Календарный учебный график - это составная часть программы, определяет
количество учебных недель и количество учебных дней, даты начала и окончания
учебных периодов/этапов; является обязательным приложением к дополнительной
общеобразовательной программе и составляется для каждой группы. Начало
учебного года – 14 октября. Конец учебного года – 31 мая. Начало занятий 15.30,
окончание – не позднее 19.00. Продолжительность учебного года 30 недель.
Занятия проводятся согласно расписанию, утвержденному заведующим МБДОУ
№9 «Жар-птица» г. Симферополя. В летний период занятия не проводятся.
Допускается работа с группами переменного состава, уменьшение численного
состава. Календарный учебный график представлен в Приложении 1.
2.2. Условия реализации программы
Для успешной реализации программы необходимы следующие аспекты:
- кадровое обеспечение: важнейшим условием реализации программы кружка
является кадровое обеспечение учебного процесса в соответствии с «Единым
квалификационным

справочником».

Реализацию

программы

обеспечивает

опытный педагог, который организует деятельность обучающихся по усвоению
знаний, формированию умений и компетенций; созданию педагогических условий
для формирования и развития творческих способностей, удовлетворению
потребностей

в

совершенствовании,

интеллектуальном,
укреплению

нравственном

здоровья,

организует

и

физическом

свободное

время;

обеспечивает освоение обучающимися дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы;
-

материально-техническое

обеспечение:

групповое

помещение

для

проведения занятий, карточки для занятий, демонстрационный, раздаточный и
печатный материал, флипчарт, портативная колонка, выход в интернет.

21

Методическое обеспечение образовательной программы:
Особенности организации образовательного процесса – Обучение организовано в
очной форме.
Методы обучения:
 игровые
 словесные
 наглядно-демонстрационные
 практические
 методы ролевого моделирования типовых ситуаций
Игровой метод – основа обучения в дошкольном возрасте. Проведение
познавательных (дидактических) игр. Главное назначение данного метода –
стимулировать познавательный процесс. Такие стимулы ребенок получает в игре,
где он выступает активным преобразователем действительности.
Использование игр в обучении делает авторитарную позицию воспитателя
нецелесообразной.

Чтобы

заинтересовать

детей

игрой,

ввести

элементы

неожиданности, свободного выбора, эмоционально раскрепостить детей, он сам
должен стать ее участником. Дидактические игры как нельзя лучше согласуются с
идеями

свободного

развития

ребенка,

индивидуальным

и

личностно

ориентированным обучением.
Игры имеют много функций: активизируют познавательные процессы;
воспитывают интерес и внимательность детей; развивают способности; вводят
детей в жизненные ситуации; учат их действовать по правилам; развивают
любознательность, внимательность; закрепляют знания, умения. Правильно
построенная игра обогащает процесс мышления индивидуальными чувствами,
развивает

саморегуляцию,

укрепляет

волю

ребенка.

Игра

ведет

его

к

самостоятельным открытиям, решениям проблем.
Словесный - универсальный метод обучения. Он применяется на всех этапах
обучения: во время подготовки к усвоению нового материала, в процессе его
объяснения, усвоения, обобщения и применения. Это определяет разнообразие
22

методических приѐмов использования слова в обучении: рассказ, беседа,
обсуждение, объяснение, словесное сопровождение движений под музыку и т.д.
Наглядный - способствуют более быстрому, глубокому и прочному усвоению
учащимися программы курса обучения, повышения интереса к изучаемым
упражнениям. К этому методу можно отнести:
 Просмотр видеофильмов
 Демонстрация иллюстраций
 Представление презентаций
 Изготовление презентаций и проектов, подбор видеофильмов
Наглядность может быть языковая и зрительная (80% информации усваивается
через орган зрения). Наглядность можно использовать на любом этапе занятия.
Иллюстрации, игрушки и

видеофильмы подбираются под тему занятия.

Необходимо выбирать наглядный материал, вызывающий положительные эмоции,
удивление.
Практический - основан на активной деятельности самих обучающихся. Это
метод целостного освоения упражнений.
Методы воспитания: убеждение, поощрение, стимулирование, мотивация;
Формы организации образовательного процесса: фронтальная и подгрупповая.
Возможные формы организации занятия: комбинированные занятия, викторины,
конкурсы, открытые занятия.
Педагогические технологии - технология индивидуализации обучения, технология
группового обучения, технология коллективного взаимообучения,
технология

развивающего

обучения,

технология

игровой

деятельности,

коммуникативная технология обучения, технология коллективной творческой
деятельности.
Алгоритм занятия: подготовка группового помещения к проведению занятия,
необходимого оборудования и дидактического материала.

23

Принципы проведения занятий
 Системность подачи материала
 Наглядность обучения
 Цикличность построения занятия
 Доступность
 Проблемность
 Развивающий и воспитательный характер обучающего материала
Структура занятий «Обучение грамоте и развитие речи»:
1. Артикуляционная / речевая гимнастика
2. Актуализация знаний / дополнение или продолжение
3. Новый материал:
 звук, артикуляция и качественная характеристика звука, место звука в
слове, слова с заданным звуком, сравнительный анализ звуков
 буква, её образ и графическое написание
 составление и чтение слогов с данной буквой, чтение
 составление слов из слогов, деление на части, постановка ударения
 Дидактические игры и упражнения, направленные на освоение нового
материал, активизацию словаря и разнообразных грамматических форм
языка.
4. Фонетический анализ слова: последовательное вычленение звуков в слове,
сравнительный, количественный и качественный анализ слова.
5. Подведение итогов занятия: что нового узнали, научились делать,
самоконтроль и самооценка, рефлексия.
Структура занятий «Математика для дошкольников»
1. Организационный момент (приветствие, настраивание на совместную
работу, актуализация опорных знаний);
2. Теоретическая часть (объявление темы занятия, цели и задач, объяснение
теоретического материала);

24

3. Практическая часть - закрепление изученного материала (выполнение
заданий по теме);
4. Окончание занятия (рефлексия, подведение итогов).
Методические и дидактические материалы: методическая и специальная
литературы

по

разделу

программы;

видеоматериалы:

развивающие,

познавательные мультфильмы, музыкальное сопровождение, иллюстрации.
Учебно-методическое и информационное обеспечение включает в себя перечень
используемого дидактического материала, современных источников отражены в
разделе «Список литературы», нормативно-правовые акты и документы, отражены
в Пояснительной записке. Занятия необходимо строить так, чтобы обучающиеся
сами находили нужное решение, опираясь на свой опыт, полученные знания и
умения. Для повышения интереса к занятиям и более успешного решения
образовательных,

воспитательных

и

оздоровительных

задач

применяются

разнообразные формы и методы проведения этих занятий. Большое внимание на
занятиях уделяется работе над ошибками, активности и самоконтролю своего
поведения. Основной формой проведения занятий является комбинированное
занятие. В рамках одного занятия, используется столько форм и методов обучения,
сколько необходимо для реализации поставленных цели и задач.
Наглядный материал следующих видов:
1) схематический или символический (схемы, рисунки, плакаты);
2) картинный и картинно-динамический (иллюстрации, презентации);
3) звуковой (аудиозаписи);
4) смешанный (видеозаписи);
5) дидактические пособия (вопросы и задания для устного опроса, тесты,
практические задания);
6) интернет-ресурсы: познавательные и развивающие мультфильмы.

25

2.3. Формы аттестации
В

процессе

освоения

программы

предусмотрена

система

контроля,

подведения итогов и определения результативности знаний и умений обучающихся
(промежуточный и итоговый контроль). Система включает педагогическое
наблюдение, анализ, опрос).
Промежуточная диагностика проводится по полугодиям и в конце учебного
года. Форма проведения диагностики по лексическим темам: контрольный опрос,
творческие задания.
По окончании обучения по программе, проводится итоговая диагностика в
форме открытого занятия для родителей (законных представителей).
Оценка педагогического процесса связана с уровнем овладения каждым ребенком
необходимыми навыками и осуществляется по шкале:
0

баллов — ребенок не может выполнить все параметры оценки, помощь
взрослого не принимает;

1

балл — ребенок с помощью взрослого выполняет некоторые параметры
оценки;

2

балла — ребенок выполняет все параметры оценки с частичной помощью
взрослого;

3

балла — ребенок выполняет все параметры оценки самостоятельно

26

2.4. Список литературы
Литература для реализации раздела: «Обучение грамоте и развитие речи»:
для педагогов:
1. Е.В.Колесникова. Программа «От звука к букве. Обучение дошкольников
элементам грамоты». Рекомендовано учебно-методической лабораторией
педагогики

начального

образования

Московского

института

открытого

образования. Издательство ЮВЕНТА, Москва 2007 г.
2. М.Д.Маханева, Н.А. Гоголева. Обучение грамоте детей 5-7 лет. Методическое
пособие. Творческий центр СФЕРА. Москва 2010 г.
3. Л.Е.Кыласова. Развитие речи. Конспекты занятий с детьми старшего
дошкольного возраста. Издательство «Учитель», Волгоград 2011 г.
для родителей:
1. Пособия «Обучение грамоте» издательство «Школа семи гномов» (от
рождения до 7 лет)
2. Бардышева Т.Ю, Моносова Е.Н. «От звука к букве».
3. Белая А.Е. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников: пособие для
родителей и педагогов/А. Е. Белая, В. И. Мирясова. – М.: АСТ: Астрель:
Профиздат, 2007.
для детей:
1. Е. Ищук. Сборник развивающих заданий для детей от 5 лет.
2. Мурылева И. С., Мурылев Ю. В. Обучение грамоте: читаем и пересказываем.
Альбом игровых упражнений для детей 6-7 лет. Развитие речи.
Для реализации раздела «Математика для дошкольников»:
для педагогов:
1. Петерсон Л.Г. «Раз – ступенька, два - ступенька». – Ч. 1, 2. – М.:Ювента,2014
2. Петерсон Л.Г., Холина Н.П. «Раз – ступенька, два - ступенька» -методические
рекомендации к частям 1 и 2. – М. : «Баласс», 2010.
3. Безруких М.М. Ступеньки к школе: книга для педагогов и родителей. – М.:
Дрофа, 2000
27

4. Белая А., Гамазакова М. 150 тестов, игр и упражнений для подготовки детей к
школе. – М.: АСТ, 2000
5. Чупина Т.В. Геометрия для малышей. Лучшие упражнения для детей 5-6 лет.
«ООО «Академия развития». - 2007 г., 16 стр.
6. Школа для дошколят. Развиваем память. – М.: Росмэн, 2002.
для родителей:
1. Безруких М.М. Ступеньки к школе: книга для педагогов и родителей. – М.:
Дрофа, 2000
2. Белая А., Гамазакова М. 150 тестов, игр и упражнений для подготовки детей к
школе. – М.: АСТ, 2000
3. Чупина Т.В. Геометрия для малышей. Лучшие упражнения для детей 5-6 лет.
«ООО «Академия развития». - 2007 г., 16 стр.
для детей:
1. Е. Ищук. Сборник развивающих заданий по математике для детей от 5 лет.
2. Мурылева И. С., Мурылев Ю. В. Альбом игровых упражнений по математике
для детей 6-7 лет.

28

Приложение 1
Календарный учебный график
Начало учебного года – 14 октября. Конец учебного года – 31 мая. Начало
занятий 15.30, окончание – не позднее 18.00. Продолжительность учебного года 30
недель. Занятия проводятся со вторника по пятницу согласно расписанию,
утвержденному заведующим МБДОУ №9 «Жар-птица» г. Симферополя, включая
каникулы. В летний период занятия не проводятся.
Календарный учебный график единый для всех групп.
Месяц
Недели
обучения
Кол-во
часов

Сентябрь

Октябрь
1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

Всего
часов

6
Январь

8

Февраль

8

Март

Апрель

Май

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

2

24

25

26

27

28

29

30

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2
Итоговый
контроль
освоения
программы

В течение учебного года текущий контроль.
Освоение обучающимися учебного материала по разделам
и темам полугодия

Форма
контроля
Всего
часов

Декабрь

В течение учебного года текущий контроль.
Освоение обучающимися учебного материала по разделам
и темам полугодия

Форма
контроля

Месяц
Недели
обучения
Кол-во
часов

Ноябрь

6

8

8

8

Объем программы: 60 часов

29

8

Приложение 2
3.2. Оценочные материалы к дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программе «Грамотейка»
Для диагностики используются методики, позволяющие выявить на сколько
ребенком освоена данная программа по разделам. Исходя из содержания курса,
основные показатели компетентности:
«Обучение грамоте и развитие речи»
Составляет по плану и
образцу рассказы о
предмете, по сюжетной
картине

Различает звук, слог,
слово, предложение,
определяет их
последовательность

При необходимости может Выполняет графические
обосновать свой выбор
задания. Работает по
употребляет обобщающие предложенному образцу
слова, синонимы, антонимы,
сложные предложения

«Математика для дошкольников»
Количественны
йи
порядковый
счет в пределах
20, знает состав
числа до 10 из
единиц и из
двух меньших
(до 5)

Составляет и
решает задачи
в одно
действие на
«+»,
пользуется
цифрами и
арифметическ
ими знаками

Знает
способы
измерения
величины:
длина,
масса.
Пользуется
условной
меркой

Называет
отрезок, угол,
круг, овал,
многоугольник,
шар, куб,
проводит их
сравнение.
Умеет делить
фигуры на
несколько
частей и
составлять
целое

Знает
временные
отношения:
день — неделя
— месяц,
минута — час
(по часам),
последовательность времен
года и дней
недели

Выполняет
графический
диктант

Работает по
предложенно
му образцу

По завершению диагностики ведется подсчет баллов:
Высокий уровень – 25 – 30 баллов
Средний уровень – 19 – 24 баллов
Низкий уровень – 10 – 18 баллов
Критический уровень – 0 – 8 баллов
По результатам проведенной диагностики для каждого ребенка вырабатываются
индивидуальные рекомендации и по группе в целом, которые фиксируются
педагогом.
30

Приложение 3
3.3. Календарно-тематическое планирование
«Обучение грамоте и развитие речи»
№
п/п

Тема занятия

Часы
теория практика

Кол- Дата по Дата по
во
плану факту
часов
1

1.

Речь. Речь устная и письменная.

0,2

0,8

2.

Звук и буква А. Графическое
изображение гласного звука, место
звука в слове. Соотношение
названий предметов со схемами
слов, печатание буквы.
Звук и буква О. Графическое
изображение гласного звука, место
звука в слове. Соотношение
названий предметов со схемами
слов, печатание буквы.
Звук и буква У. Графическое
изображение гласного звука, место
звука в слове. Соотношение
названий предметов со схемами
слов, печатание буквы.
Звук и буква Ы. Графическое
изображение гласного звука, место
звука в слове. Называние и чтение
гласных букв (А, У, О, Ы).
Печатание букв.
Звук и буква Э. Графическое
изображение гласного звука, место
звука в слове. Чтение гласных букв
(А, О, У, Ы, Э). Чтение слогов,
деление на слоги
Звук и буква Л (Ль). Место звука
в слове, обозначение, чтение
слогов, ударение, называние слов с
начальных слогов. Чтение слогов,
слов, печатание буквы.
Звук и буква М (Мь). Место
звука в слове, обозначение, чтение
слогов, ударение, называние слов с
начальных слогов. Чтение слогов,
слов, печатание буквы.
Звук и буква Н (Нь). Место звука
в слове, обозначение, чтение
слогов, ударение, называние слов с
начальных слогов. Чтение слогов,
слов, печатание буквы.

0,2

0,8

1

0,2

0,8

1

0,2

0,8

1

0,2

0,8

1

0,2

0,8

1

0,2

0,8

1

0,2

0,8

1

0,2

0,8

1

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

31

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

Звук и буква Р (Рь). Место звука
в слове, обозначение, чтение
слогов, ударение, называние слов с
начальных слогов. Чтение слогов,
слов, печатание буквы.
Звуковой
анализ
слов
(дифференциация
гласных
и
согласных звуков), деление слов на
слоги, ударный слог и ударный
гласный в слове, фонетический
разбор слов.
Знакомство с предложением:
чтение
знакомых
слов
в
предложении,
определение
количества и последовательности
слов в предложении, графическое
изображение.
Буква Я: буква в начале слова,
соотношение первого звука в слове
с буквой (А, Я), сравнительное
чтение
слогов
с
А/Я.
Фонетический разбор слов (МАЛ,
МЯЛ) чтение слогов, слов,
предложений.
Буква Ю: место буквы в словах
(ЮРТА,
ТЮЛЬПАН),
соотношение первого звука в слове
с буквой (У, Ю), сравнительное
чтение
слогов
с
У/Ю,
фонетический разбор слов (ЛУК,
ЛЮК) . Чтение слов (ЛУК, ЛЮК,
ЮМОР, ЮЛЯ).
Буква Е: место буквы в словах
(ЕЛЬ, ЛЕЙКА), сравнительное
чтение
слогов
с
Э/Е,
произношение согласных звуков ,
чтение слогов, слов, предложений
Буква Ё: место буквы в словах
(ЁЖ, ЁРШ, ЁЛКА), сравнительное
чтение
слогов
с
О/Ё,
произношение согласных звуков,
чтение
слогов,
слов.
Фонетический
разбор
слов
(МЕЛ/МЁЛ/ЛЁН).
Звук и буква И: место звука в
слове,
фонетический
разбор
(ЛИМОН,
МАЛИНА,
чтение
слогов, слов.
Звуки Г и Гь, К и Кь:
графическое изображение мягких
и твердых согласных в слове,

0,2

0,8

1

0,2

0,8

1

0,2

0,8

1

0,2

0,8

1

0,2

0,8

1

0,2

0,8

1

0,2

0,8

1

0,2

0,8

1

0,2

0,8

1

32

19.

20.

21.

22.

23.

24.

25.

26.

сравнительный
анализ звуков
(звонкий/глухой), чтение слов с
буквами Г, К , фонетический
разбор слов, письмо букв
Звуки Д и Дь, Т и Ть.
характеристика звука и буквы,
фонетический
разбор
слов
(ДОМ/ДОГ,
КОТ/КТО),чтение
слогов, слов, предложений письмо
букв Д и Т.
Звуки В и Вь, Ф и Фь
графическое изображение мягких
и твердых согласных в слове,
сравнительный
анализ звуков
(звонкий/глухой), Чтение слов с
буквами
в, ф.
Фонетический
разбор слов, письмо букв.
Звуки З-Зь, С-Сь графическое
изображение мягких и твердых
согласных в слове, сравнительный
анализ звуков (звонкий/глухой),
Чтение
слов
с
буквами.
Фонетический разбор слов, письмо
букв.
Звуки Б-Бь, П-ПЬ графическое
изображение мягких и твердых
согласных в слове, сравнительный
анализ звуков (звонкий/глухой),
Чтение
слов
с
буквами.
Фонетический разбор слов, письмо
букв.
Звуки
Х-Хь,
графическое
изображение мягких и твердых
согласных в слове, сравнительный
анализ звуков (звонкий/глухой),
Чтение
слов
с
буквами.
Фонетический разбор слов, письмо
букв.
Звуки и буквы Ж и Ш:
сравнительный анализ звуков
(звонкий/глухой), чтение слогов,
фонетический
разбор
слов
(ЛЫЖИ, ТИШЕ), письмо букв Ж и
Ш.
Звуки и буквы Ч и Щ:
сравнительный анализ звуков
(звонкий/глухой), чтение слогов,
фонетический разбор слов, письмо
букв.
Звук и буква Ц. Характеристика,
обозначение,
чтение
слогов,

0,2

0,8

1

0,2

0,8

1

0,2

0,8

1

0,2

0,8

1

0,2

0,8

1

0,2

0,8

1

0,2

0,8

1

0,2

0,8

1

33

27.

28.

29.
30.

ударение, называние слов с
начальных слогов. Чтение слогов,
слов, печатание буквы.
Звук и буква Й. Характеристика,
обозначение, чтение слов с буквой
Й на конце, фонетический разбор
слова (ПОПУГАЙ), письмо слов
по буквам и знакам (ЗАЙЦЫ,
ЛЕЙКА), чтение стихотворений
Мягкий знак Ь и Твёрдый знак
Ъ: сравнительный анализ слов
(УГОЛ,
УГОЛЬ),
изменение,
анализ и чтение слов с Ь на конце,
фонетический
разбор
слов
(ЛОШАДЬ), письмо слова по
буквам (МЕДВЕДЬ), письмо буквы
Ь, сравнительный анализ слов
(СЕЛ, СЪЕЛ), изменение слов с
помощью Ъ, анализ и чтение слов.
Алфавит. Чтение. Загадки,
потешки.
Итоговое занятие

0,2

0,8

1

0,2

0,8

1

-

1

1

«Математика для дошкольников»
№
п/п

Тема занятия

Часы
теория практика

Кол- Дата по Дата по
во
плану факту
часов
1

1.

Свойства предметов. Цвет.

0,2

0,8

2.

Свойства
предметов.
Форма,
размер. Сходство и различие
предметов форме, размеру и
значению.
Сравнение
предметов
и
совокупностей.
Сравнение предметов. Знаки «=» и
«≠». Числовой ряд. Равенство –
неравенство.
Сложение совокупностей. Знак
«+». Решение примеров.
Пространственные отношения: на,
над,
под,
выше,
ниже.
Графический диктант.
Пространственные
отношения:
слева, справа.
Вычитание совокупностей.
Знак «-». Решение примеров.
Пространственные
отношения:
между,
посередине,
внутри,

0,2

0,8

1

0,2

0,8

1

0,2

0,8

1

0,2

0,8

1

0,2

0,8

1

0,2

0,8

1

0,2

0,8

1

0,2

0,8

1

3.
4.

5.
6.

7.
8.
9.

34

снаружи.
10.
11.
12.
13.

14.
15.

16.

17.

18.

19.
20.

21.

22.

23.

24.
25.
26.

27.

Устный счет до 10.
Число 1. Цифра 1.
Число 2. Цифра 2.

0,2

0,8

1

0,2

0,8

1

Точка. Линия. Прямая и кривая
линии. Отрезок. Луч.
Число 3. Цифра 3. Состав числа 3.
Счет до трех. треугольник. Соседи
числа.
Замкнутые и незамкнутые линии.
Ломаная линия. Многоугольник
Число 4. Цифра 4. Состав числа 4.
Счет до четырех. Соседи числа.
Квадрат.
Числовой отрезок. Сложение и
вычитание на числовом отрезке.
Счет до 20.
Число 5. Цифра 5. Состав числа 5
из единиц и из двух меньших.
Соседи числа.
Сравнение чисел. Знаки «>» «<».
Порядковый счет. Графический
диктант.
Отношения: раньше, позже. Части
суток. Числовой ряд. Счет 2,3,5.
Число 6. Цифра 6. Состав числа 6
из единиц и из двух меньших.
Работа
по предложенному
образцу.
Число 7. Цифра 7. Состав числа 7.
из единиц и из двух меньших,
графический диктант.
Число 8. Цифра 8. Состав числа 8
из единиц и из двух меньших.
Работа
по предложенному
образцу..
Число 9. Цифра 9. Состав числа 9
из единиц и из двух меньших,
графический диктант..
Числа от 1 – 9. Соседи числа.
Прямоугольник
Число 0. Цифра 0. Закрепление.
Графический диктант.
Число 10. Состав числа 10 из
единиц и из двух меньших,
графический диктант. Соседи
числа.
Состав чисел 2-10. Соседи числа.
Состав
из единиц и из двух

0,2

0,8

1

0,2

0,8

1

0,2

0,8

1

0,2

0,8

1

0,2

0,8

1

0,2

0,8

1

0,2

0,8

1

0,2

0,8

1

0,2

0,8

1

0,2

0,8

1

0,2

0,8

1

0,2

0,8

1

0,2

0,8

1

0,2

0,8

1

0,2

0,8

1

0,2

0,8

1

35

28.
29.
30.

меньших.
Работа
по
предложенному образцу.
Решение простых задач в пределах
10..
Числа 1-10. Упражнения по
выбору.
Итоговое занятие

0,2

0,8

1

0,2

0,8

1

-

1

1

36

Приложение 4

3.4 Лист корректировки
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
«Грамотейка»
№
п/п

Причина корректировки

Дата

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.

37

Согласовано
с заместителем
заведующего по УВР

Приложение 5

3.5.

Методическое обеспечение к воспитательному блоку

Месяц
октябрь

Тема мероприятия
21 октября
«День отца» в России

ноябрь

27ноября
«День матери в
России»

декабрь

5 декабря
«День добровольца
(волонтёра) в России»
«Новый год»

январь

«Россия
многонациональная
страна»

февраль

23 февраля
«День защитника
Отчества»

март

8 марта
«Международный
женский
день»
12 апреля
«День космонавтики»

апрель

май

9 мая
«День Победы»

Форма проведения и содержание мероприятия,
Беседа «Как зовут моего папу», «Кем работает мой
папа». Чтение стихотворений о папе.
Беседа с
рассматриванием иллюстраций «Домашние дела папы».
Беседы: «Как зовут мою маму» «Моя мама лучше всех»,
сюжетно – ролевые игры «Семья», «Мама готовит
обед», беседа «Мамы разные нужны, мамы разные
важны».
Чтение
С.
Прокофьева
«Сказка
о
невоспитанном мышонке». Заучивание
Г. Виеру
«Мамин день», Е. Благинина «Посидим в тишине».
Беседа «Кто такие волонтёры», «Маленькие волонтёры
или добрые дела дошколят».
Акции: «Поможем малышам одеться на прогулку»,
«Расчистим малышам тропинку от снега», «Покормим
птиц».
«Весело и дружно встретим новый год» разучивание
песен, стихотворений. Беседа «Добрый волшебник
дедушка Мороз». Чтение С. Георгиев «Я спас Деда
Мороза».
Беседа «Что такое дружба», «Россия многонациональная
страна». Д/игра «Кто, где живёт», «Какие народы живут
в
России».
Рассматривание
кукол
из
набора «Национальные
костюмы».
Разучивание
пословиц о дружбе. Чтение
С. Баруздин «С чего начинается Родина».
Беседа «Защитники Родины». Рассматривание альбома
«Военные профессии», «Военная техника», «Наша
армия».
Составление описательных рассказов о
военной технике.
Беседы «Как зовут твою маму», «Кем работает твоя
мама», «Домашние дела мамы», «Как порадовать маму».
Чтение стихотворений о маме. Заучивание Г. Виеру
«Мамин день», Е. Благинина «Посидим в тишине».
Беседа «Солнце и луна», «Зачем нам солнце».
Рассматривание иллюстраций на тему космос «Звёздное
небо», «Планета Земля и другие планеты»,
«Космический корабль». Знакомство с профессией
«Космонавт». «Ю. Гагарин-первый космонавт».
Беседы с рассматриванием иллюстраций «Это праздник
День Победа отмечает вся страна», «Что такое
героизм», «Памятники ВОВ». Акция Георгиевская
ленточка». Чтение стихотворений, рассказов о войне.

38

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».