1
СОДЕРЖАНИЕ
Содержание
стр.
1.
Комплекс основных характеристик программы
1.1.
Пояснительная записка
3
1.2.
Цель и задачи реализации Программы
10
1.3.
Воспитательный потенциал Программы
11
1.4.
Содержание Программы
12
1.5.
Планируемые результаты освоения Программы
16
2.
Комплекс организационно-педагогических условий
2.1.
Календарный учебный график
20
2.2.
Условия реализации программы
20
2.3.
Формы аттестации
25
2.4.
Список литературы
26
3.
Приложения
3.1.
Приложение 1. Оценочные материалы
28
3.2.
Приложение 2. Методические материалы
30
3.3.
Приложение 3. Календарно-тематическое планирование
39
3.4.
Приложение 4. Лист корректировки
45
3.5.
Приложение 5. План воспитательной работы
46
2
1. Комплекс основных характеристик программы
1.1. Пояснительная записка
В
настоящее
общеобразовательных
время
основой
разработки
общеразвивающих
программ
дополнительных
является
следующая
нормативно-правовая база:
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (в действующей редакции);
Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав
ребенка
в
Российской Федерации» (в действующей редакции);
Федеральный закон от 13.07.2020
(муниципальном)
социальном
г.
№
заказе
189-ФЗ
на
«О
государственном
оказание
государственных
(муниципальных) услуг в социальной сфере» (в действующей редакции);
Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О
национальных целях развития России до 2030 года»;
Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 «Об
утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению
традиционных российских духовно-нравственных ценностей»;
Национальный проект «Молодежь и дети»;
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025
года, утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от
29.05.2015 г. № 996-р;
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 г. № 678-р
«Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей
до 2030 года» (в действующей редакции);
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.09.2020 г. № 28 Об утверждении санитарных правил СП
2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
3
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.01.2021г. №2 «Об утверждении санитарных правил и норм
СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (в
действующей редакции);
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г. №
629
«Об
утверждении
Порядка
организации
и
осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»;
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 №
467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем
развития дополнительного образования детей» (в действующей редакции);
Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и
Министерства просвещения Российской Федерации от 05.08.2020 № 882/391
«Об организации и осуществлении образовательной деятельности при
сетевой форме реализации образовательных программ» (в действующей
редакции);
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от
22.09.2021 г. № 652н «Об утверждении профессионального стандарта
«Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
Об образовании в Республике Крым: закон Республики Крым от 06.07.2015
г. № 131-3PK/2015 (в действующей редакции);
Распоряжение Совета министров Республики Крым от 11.08.2022 г. № 1179-р
«О реализации Концепции дополнительного образования детей до 2030 года в
Республике Крым»;
Приказ Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от
03.09.2021 г. № 1394 «Об утверждении моделей обеспечения доступности
дополнительного образования для детей Республики Крым»;
4
Приказ Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от
09.12.2021 г. № 1948 «О методических рекомендациях «Проектирование
дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ»;
Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 31.07.2023
г. №04-423 «О направлении методических рекомендаций для педагогических
работников
образовательных
образовательных организаций
организаций
общего
среднего
образования,
профессионального
образования, образовательных организаций дополнительного образования по
использованию российского программного обеспечения при взаимодействии
с обучающимися и их родителями (законными представителями)»;
Письмо Минпросвещения России от 19.03.2020 г. № ГД-39/04 «О
направлении методических рекомендаций»;
Устав
образовательной
организации,
утвержденный
постановлением
Администрации города Симферополя Республики Крым от30.08.2024г.
№
4364;
Локальные акты образовательной организации:
Правила внутреннего распорядка обучающихся;
Порядок приема обучающихся;
Порядок
и
основания
перевода,
отчисления
и
восстановления
обучающихся;
Порядок возникновения, приостановления и прекращения отношений
между
образовательной
организацией
и
родителями
(законными
представителями) обучающихся (воспитанников);
Положение об оказании платных образовательных услуг.
Программа модифицированная, разработана на основе программы на основе
программы «Преемственность» (программа по подготовке к школе детей 5-7 лет) Н.
А. Федосова, Е. В. Коваленко, И. А. Дядюнова и др.; науч. рук. Н. А. Федосова (М.:
Просвещение, 2012), рекомендованной Министерством образования РФ.
Направленность программы социально-гуманитарная.
5
Содержание
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей
программы «Подготовка к школе» детей старшего дошкольного возраста (далее Программа) ориентирована по двум направлениям:
-первое направление - обучение грамоте «От А до Я»», составленное и
разработанное на основе программ и пособий: Колесниковой Е.В. «От звука к
букве», Журовой Е.Н., Варенцовой Н.С., Дуровой Н.В., Невской Л.Н. «Обучение
дошкольников грамоте», Филичевой Л.Н. «Развитие графических навыков»;
-второе направление - математика и логика «Раз - ступенька, два ступенька»», составленное на основе программ и пособий: Л.Г.Петерсон, Н.П.
Холиной «Раз – ступенька, два – ступенька. Практический курс математики для
дошкольников»;
Актуальность программы. Созданием данной образовательной программы
послужил социальный запрос родителей и школы. Интеллектуальная готовность
ребенка (наряду с физической, эмоциональной, психологической готовностью)
является
приоритетной
для
успешного
обучения
в
школе,
успешного
взаимодействия со сверстниками и взрослыми.
Включение в программу игр по укреплению психофизиологического здоровья
детей, традиционных и нетрадиционных методов совместной деятельности,
направленных на интеллектуальное развитие и не используемых в основных
образовательных программах, также является
отличительной чертой данной
образовательной программы.
Готовность к школе определяется тремя взаимосвязанными компонентами:
физической
готовностью,
т.е.
состоянием
здоровья;
интеллектуальной
и
личностной готовностью.
Физическая готовность ребёнка к школе определяется медиками и
заносится в медицинскую карту.
Личностная готовность характеризуется: способностью ориентироваться в
окружающем мире, отношением к школе; самостоятельности ребёнка; его
6
активности и инициативы; развитие потребности в общении; умение устанавливать
контакт со сверстниками и взрослыми.
Интеллектуальная готовность детей к школе включает в себя состояние
сенсорного развития, состояние развития образных представлений и ряда
психических процессов, умственное и речевое развитие.
Новизна программы. В основе программы лежат игровая и развивающие
технологии:
- мнемотехника (Полянская Т. Б.) -
способствует
составлению детьми
описательных рассказов, быстрому и легкому заучиванию стихотворений.
- развивающие игры - неотъемлемая часть образовательного процесса. Активно
используются в работе блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, кубики Б.Никитина,
математические
планшеты,
авторские
дидактические
игры,
квадраты
В.Воскобовича. С помощью этих авторских игровых технологий формируется
представление о числе, его составе, развиваются пространственные представления,
познавательные
процессы,
мыслительные
операции;
воспитывается
самостоятельность, инициатива, настойчивость;
- здоровьесберегающие технологии (Антонов Ю.Е., Кузнецова М.Н.,
Т.Ф.):
динамические
паузы,
физкультминутки,
пальчиковая
Саулина
гимнастика,
гимнастика для глаз и дыхательная гимнастика.
Отличительной особенностью программы. Набор в группы проводится
посредством заявки в АИС «Навигатор ДО РК» или поданной на бумажном
носителе заявки непосредственно в ДОУ. Подготовка к школе проводится в
игровой форме, в атмосфере доброжелательности, что позволит ребенку избежать
стресса. Задания подобраны с учетом индивидуальных особенностей детей и
создают ситуации успеха для них. День за днем ребенок будет самостоятельно
делать «открытия» и активно участвовать в обучении. В ходе реализации
программы формируется личность ребенка, развивается его самостоятельность,
расширяется кругозор.
7
Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что:
подготовка к школе носит развивающий характер;
не допускает дублирования программ дошкольного образования;
ориентирует не на уровень знаний, а на развитие потенциальных
возможностей ребенка, на зону его ближайшего развития;
обеспечивает
постепенный
переход
от
непосредственности
к
произвольности;
организует
и
сочетает
в
единой
смысловой
последовательности
продуктивные виды деятельности;
готовит переход от игровой к творческой, учебной деятельности, в том числе
в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми.
Основные принципы построения программы: общее развитие с учетом
индивидуальных
возможностей
и
способностей;
развитие
творческой
деятельности; развитие личностных компетенций; поддержка и сохранение
здоровья; формирование духовно-нравственных установок и ориентаций; развитие
устойчивой
психологической
адаптации
к
новым
условиям
образования;
сотворчество обучающих, обучающихся и родителей.
Содержание подготовки к обучению строится на таких принципах, как: учет
возрастных
и
индивидуальных
особенностей
ребенка;
систематичность и
последовательность; вариантность и вариативность; доступность и достаточность;
наглядность; достоверность; комплексность; взаимосвязь с окружающим миром;
разнообразие игровых и творческих заданий.
Адресат программы. Программа разработана для детей 5–7 лет. В группы
принимаются как девочки, так и мальчики, без предъявления требований к уровню
подготовки, изъявившие желание заниматься в кружке. Формируются группы с
постоянным составом по возрастному принципу (от 5 до 7 лет – старшая
дошкольная группа). Набор детей в группы свободный; единственным условием
является соответствующий возраст воспитанников. Опыт работы с детьми показал
целесообразность проведения занятий с группой, до 8 человек. При этом не следует
8
создавать очень маленькие группы, так как виды и приемы работы дают
возможность привлечь к активной деятельности всех детей (коллективное
проговаривание слов и предложений, пение, игры, рассказы по картинкам и т.д.),
используя и соревновательный эффект в том числе.
Объем и срок освоения программы. Срок обучения по программе 1 год.
Программа «Грамотейка» предлагает систему занятий и состоит из следующих
курсов: «Обучение грамоте и развитие речи», «Практический курс математики для
дошкольников».
«Обучение грамоте и развитие речи» - 1 занятие 1 раз в неделю,
«Практический курс математики для дошкольников» - 1 занятие 1 раз в неделю,
Продолжительность занятий 30 минут с 10-минутным перерывом.
Программа рассчитана на 35 недель. Общее количество - 70 часов.
Форма обучения – очная.
Особенности
организации
образовательного
процесса.
Организация
образовательного процесса осуществляется на основании учебного плана,
календарного учебного графика, программы дополнительного образования и
разработанного
на
ее
основе
календарно-тематического
планирования.
Дошкольники могут быть укомплектованы в одновозрастные и разновозрастные
группы, в зависимости от степени знаний, навыков и умений и являются основным
составом группы. Состав группы – постоянный. Занятия – подгрупповые. Виды
занятий по программе определяются содержанием программы и предусматривают
беседы и практические занятия. Занятия проходят в игровой форме, чередуя
интеллектуальную нагрузку с играми малой и средней подвижности.
Режим занятий. Каждая группа занимается два раза в неделю по 1
академическому часу. Продолжительность одного академического часа – 30 минут.
Перерывы между группами составляют 10 минут.
9
1.2. Цель программы и задачи программы
Цель программы: выравнивание стартовых возможностей к предстоящему
школьному обучению.
Задачи программы:
Обучающие:
- Формировать первоначальные лингвистические представления, понимание того,
что такое слово, предложение и как они строятся;
звукобуквенный
умения проводить
анализ; делить слова на слоги; различать звуки (гласные и
согласные, твердые и мягкие согласные, звонкие и глухие согласные); соотносить
звук и букву; определять ударный слог; составлять предложение из двух, трех,
четырех слов.
- Формировать навыки выразительности речи: пользоваться высотой и силой
голоса, темпом и ритмом речи, паузами, разнообразными интонациями; выработка
дикции.
- Формировать графические навыки с целью подготовки руки ребенка к
письму («печатание» букв, слов, предложений).
- Формировать навыки самоконтроля и самооценки выполненной работы.
- Учить планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с
заданными правилами и алгоритмами, проверять результат своих действий на
основе математических понятий.
Развивающие:
- Развить фонематический слух: слышать отдельные звуки в словах,
определять место заданного звука в слове способность дифференцировать звуки.
- Развивать мелкую моторику и зрительно-двигательную координацию.
- Развивать произвольности психических процессов.
- Развивать образное и вариативное мышление, воображение, творческие
способности.
- Развивать способность к саморегуляции поведения и проявлению волевых
усилий.
10
-
Развивать
мыслительные
операции
(анализа,
синтеза,
сравнения,
обобщения, классификации, аналогии) в процессе решения математических задач.
Воспитательные:
–
Воспитывать
целеустремлённость,
собранность,
работоспособность,
коллективизм;
–
Воспитывать умение сопереживать;
–
Воспитывать умение вести себя в группе во время занятия;
–
Воспитывать чувство такта.
1.3.
Воспитательный потенциал программы
Воспитательная работа в рамках программы ориентирована на всестороннее
развитие личности ребенка, его неповторимой индивидуальности, направлена на
гуманизацию воспитательно-образовательной работы с детьми, основана на
психологических особенностях развития детей; развитие доброжелательности. Для
решения поставленных воспитательных задач и достижения цели программы
дошкольники привлекаются к участию в мероприятиях ДОУ, кружка; в
конкурсных
мероприятиях
различного
уровня.
В
результате
проведения
воспитательных мероприятий будет достигнут высокий уровень сплоченности
коллектива, повышение интереса к занятиям, привлечение родителей к активному
участию в работе ДОУ.
11
1.4.Содержание программы
Учебный план
«Обучение грамоте и развитие речи»
№ Наименование темы
п/п
1. Речь.
Всего Теория Практика Форма контроля
часов
Опрос, беседа,
1
1
игра, демонстрация
Слоги и 8
1
7
Опрос, беседа,
игра, демонстрация
3. Предложение.
9
2
7
4. Согласные звуки и буквы
8
1
7
5. Чтение слов, предложений.
8
1
7
Опрос, беседа,
игра,
демонстрация
Опрос, беседа,
игра,
демонстрация
Опрос, беседа,
игра,
демонстрация
Итоговый контроль
2. Звуки и буквы.
слова.
6.
Итоговое занятие
1
Итого:
35 6
1
29
Содержание программы
Речь.
Теория. Речь устная и письменная.
Звуки и буквы. Слоги и слова.
Теория. Понятие «звук».
Практика. Фонематическое развитие слуха детей: вычленение звуков из слова,
слого-звуковой
и звуковой анализ слов; сравнение звуки в похоже звучащих
словах, наблюдение за работой артикуляционного аппарата при произнесении
звуков;
Форма контроля: Опрос, беседа, игра, демонстрация.
12
Звуки и буквы. Слоги и слова.
Теория. Понятие «буква». Различие понятий «слово» и «слог». Гласные звуки и
буквы.
Практика. Графическое изображение звука. Деление слов на слоги. Ударение,
ударный слог. Деление двусложных и трехсложных слов с открытыми слогами на
части, определение количество слогов. Слого-буквенный анализ,
схематичное
изображение слога, подбор слова к схеме. Определение ударного слога, ударной
гласной. Правильное произношение звуков в слогах; составление слов из слогов,
букв.
Форма контроля: Опрос, беседа, игра, демонстрация.
Предложение.
Теория. Понятие о предложении (без грамматического определения).
Практика. Составление предложений, членение простых предложений на слова,
согласование слов в предложении.
Слова. Правильное построение предложений из слов.
Форма контроля: Опрос, беседа, игра, демонстрация.
Согласные звуки и буквы.
Теория. Согласные звуки мягкие и твердые. Различие понятий «звук» и «буква».
Практика. Графическое изображение звука. Деление слов на слоги. Ударение,
ударный слог. Деление двусложных и трехсложных слов с открытыми слогами на
части, определение количество слогов. Слого-буквенный анализ,
схематичное
изображение слога, подбор слова к схеме. Определение ударного слога, ударной
гласной. Правильное произношение звуков в слогах; составление слов из слогов,
букв.
Форма контроля: Опрос, беседа, игра, демонстрация.
Чтение слов, предложений.
Теория. Понятие о слове, предложении.
Практика. Составление предложений, членение простых предложений на слова,
согласование слов в предложении.
13
Слова. Правильное построение предложений из слов.
Форма контроля: Опрос, беседа, игра, демонстрация.
«Итоговое занятие»
Практика. Итоговое занятие по разделам программы.
Форма контроля: контрольное занятие.
Учебный план
«Математика для дошкольников»
№ Наименование темы
Всего Теория Практика Форма контроля
п/п
часов
Опрос, беседа,
1. Числа и операции над ними 21
2
19
игра, демонстрация
2. Пространственно1
3
Опрос, беседа,
4
игра, демонстрация
временные представления.
3.
Геометрические фигуры и
величины
4
1
3
4.
Совокупности (группы)
предметов или фигур.
5
1
4
5.
Итоговое занятие
1
Итого:
35 5
1
30
Опрос, беседа,
игра,
демонстрация
Опрос, беседа,
игра,
демонстрация
Итоговый контроль
Содержание программы
Числа и операции над ними.
Теория. Понятия о числах, операции над числами. Четные-нечетные числа. Задача,
структура задачи.
Практика. Прямой и обратный счет в пределах 10. Количественный и порядковый
счет. Образование следующего числа путем прибавления единицы. Название,
последовательность и обозначение чисел от 1 до 10 цифрами, точками на отрезке
прямой. Состав чисел первого десятка. Счет 2, 3, 5.
Равенство и неравенство чисел. Сравнение чисел (больше на..., меньше на ...) на
наглядной основе.
14
Формирование представлений о сложении и вычитании чисел в пределах 10 (с
использованием наглядной опоры). Взаимосвязь между сложением и вычитанием
чисел.
Число 0 и его свойства.
Решение простых (в одно действие) задач на сложение и вычитание с
использованием наглядного материала.
Форма контроля: Опрос, беседа, игра, демонстрация.
Пространственно-временные представления.
Теория. Понятия: на -над -под, слева -справа -посередине, спереди -сзади, сверху снизу, выше -ниже, шире -уже, длиннее -короче, толще -тоньше,
Практика. Примеры отношений: на -над -под, слева -справа -посередине, спереди сзади, сверху -снизу, выше -ниже, шире -уже, длиннее -короче, толще -тоньше,
раньше -позже, позавчера -вчера -сегодня -завтра -послезавтра, вдоль, через и др.
Установление последовательности событий. Последовательность дней в неделе.
Последовательность месяцев в году.
Ориентировка на листе бумаги в клетку. Ориентировка в пространстве с помощью
плана.
Форма контроля: Опрос, беседа, игра, демонстрация.
Геометрические фигуры и величины.
Теория. Понятие форма. плоскостные и объёмные геометрические фигуры.
Понятие о точке, прямой, луче, отрезке, ломаной линии, многоугольнике, углах, о
равных фигурах, замкнутых и незамкнутых линиях.
Практика. Формирование умения выделять в окружающей обстановке предметы
одинаковой
формы.
Знакомство
с
геометрическими
фигурами:
квадрат,
прямоугольник, треугольник, четырехугольник, круг, шар, цилиндр, конус,
пирамида, параллелепипед (коробка), куб.
Составление фигур из частей и деление фигур на части. Конструирование фигур из
палочек.
15
Формирование представлений о точке, прямой, луче, отрезке, ломаной линии,
многоугольнике, углах, о равных фигурах, замкнутых и незамкнутых линиях.
Форма контроля: Опрос, беседа, игра, демонстрация.
Совокупности (группы) предметов или фигур.
Теория. Понятие о свойствах предметов: цвет, форма, размер, материал. Понятие о
равенстве и неравенстве.
Практика. Свойства предметов: цвет, форма, размер, материал и др. Сравнение
предметов по цвету, форме, размеру, материалу.
Составление
совокупности
по
заданному
признаку.
Выделение
части
совокупности. Сравнение двух совокупностей (групп) предметов. Обозначение
равенства и неравенства.
Форма контроля: Опрос, беседа, игра, демонстрация.
«Итоговое занятие»
Практика. Итоговое занятие по разделам программы.
Форма контроля: контрольное занятие.
1.5. Планируемые результаты освоения Программы
Программа направлена на достижение личностных, метапредметных и
предметных результатов.
Личностные: мотивационные и коммуникативные, формирование я концепции и самооценки при подготовке к обучению в школе, положительное
отношение к школьному обучению.
Метапредметными результатами изучения курса «Обучение грамоте и
развитие речи» является формирование универсальных учебных действий:
Регулятивные:
определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью
учителя;
проговаривать последовательность действий на занятии;
16
учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с
материалом тетрадей на печатной основе;
учиться работать по предложенному учителем плану.
Средством формирования регулятивных универсальных учебных действий служит
технология проблемного диалога.
Познавательные:
ориентироваться в тетрадях на печатной основе;
находить ответы на вопросы на иллюстрациях;
делать выводы в результате совместной работы группы и учителя;
преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно
пересказывать небольшие тексты.
Средством формирования познавательных универсальных учебных действий
служат
тексты
тетрадей
и
его
методический
аппарат,
обеспечивающие
формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с
информацией).
Коммуникативные:
оформлять свои мысли в устной форме (на уровне предложения или
небольшого текста);
слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания:
фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;
договариваться о правилах поведения и общения оценки и самооценки и
следовать им;
учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера,
исполнителя).
Средством
формирования
коммуникативных
универсальных
учебных
действий служат проблемно-диалогическая технология и организация работы в
парах и малых группах.
17
Метапредметными
результатами
изучения
курса
«Математика
для
дошкольников» являются формирование следующих универсальных учебных
действий:
Регулятивные:
Определять цель деятельности на занятии с помощью учителя;
Учиться планировать учебную деятельность;
Высказывать свою версию;
Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства
(тетрадь на печатной основе, простейшие приборы и инструменты).
Средством формирования этих действий служит технология проблемного
диалога на этапе изучения нового материала.
Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
Средством
формирования
этих
действий
служит
технология
оценивания
образовательных достижений (учебных успехов)
Познавательные:
Ориентироваться в своей системе знаний;
Делать предварительный отбор источников информации для
решения
учебной задачи;
Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных
формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.);
Перерабатывать
полученную
информацию:
наблюдать
и
делать
самостоятельные выводы;
Средством формирования этих достижений служит учебный материал и
задания в тетрадях.
Коммуникативные:
Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи (на
уровне одного предложения или небольшого текста);
Слушать и понимать речь других;
Вступать в беседу на занятии и в жизни;
18
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога
(побуждающий и подводящий диалог) и технология продуктивного чтения.
Совместно договариваться о
правилах общения и поведения в школе и
следовать им.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Средством формирования этих действий служит работа в парах и малых группах.
Предметные:
–
Расширять кругозор обучающихся;
–
Формировать мотивацию к познанию;
–
Развивать фонематический слух.
19
2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
Календарный учебный график - это составная часть программы, определяет
количество учебных недель и количество учебных дней, даты начала и окончания
учебных периодов/этапов; является обязательным приложением к дополнительной
общеобразовательной программе и составляется для каждой группы.
Занятия проводятся с сентября по май. Продолжительность учебного года 35
недель. Занятия проводятся согласно расписанию, утвержденному заведующим
МБДОУ №9 «Жар-птица» г. Симферополя.
Допускается работа с группами переменного состава, уменьшение численного
состава. Календарный учебный график представлен в Приложении 1.
2.2. Условия реализации программы
Для успешной реализации программы необходимы следующие аспекты:
- кадровое обеспечение: важнейшим условием реализации программы кружка
является кадровое обеспечение учебного процесса в соответствии с «Единым
квалификационным
справочником».
Реализацию
программы
обеспечивает
опытный педагог, который организует деятельность обучающихся по усвоению
знаний, формированию умений и компетенций; созданию педагогических условий
для формирования и развития творческих способностей, удовлетворению
потребностей
в
совершенствовании,
интеллектуальном,
укреплению
нравственном
здоровья,
организует
и
физическом
свободное
время;
обеспечивает освоение обучающимися дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы;
-
материально-техническое
обеспечение:
групповое
помещение
для
проведения занятий, карточки для занятий, демонстрационный, раздаточный и
печатный материал, флипчарт, портативная колонка, выход в интернет.
20
Методическое обеспечение программы:
Методы обучения:
игровые
словесные
наглядно-демонстрационные
практические
методы ролевого моделирования типовых ситуаций
Игровой метод – основа обучения в дошкольном возрасте. Проведение
познавательных (дидактических) игр. Главное назначение данного метода –
стимулировать познавательный процесс. Такие стимулы ребенок получает в игре,
где он выступает активным преобразователем действительности.
Использование игр в обучении делает авторитарную позицию воспитателя
нецелесообразной.
Чтобы
заинтересовать
детей
игрой,
ввести
элементы
неожиданности, свободного выбора, эмоционально раскрепостить детей, он сам
должен стать ее участником. Дидактические игры как нельзя лучше согласуются с
идеями
свободного
развития
ребенка,
индивидуальным
и
личностно
ориентированным обучением.
Игры имеют много функций: активизируют познавательные процессы;
воспитывают интерес и внимательность детей; развивают способности; вводят
детей в жизненные ситуации; учат их действовать по правилам; развивают
любознательность, внимательность; закрепляют знания, умения. Правильно
построенная игра обогащает процесс мышления индивидуальными чувствами,
развивает
саморегуляцию,
укрепляет
волю
ребенка.
Игра
ведет
его
к
самостоятельным открытиям, решениям проблем.
Словесный - универсальный метод обучения. Он применяется на всех этапах
обучения: во время подготовки к усвоению нового материала, в процессе его
объяснения, усвоения, обобщения и применения. Это определяет разнообразие
методических приѐмов использования слова в обучении: рассказ, беседа,
обсуждение, объяснение, словесное сопровождение движений под музыку и т.д.
21
Наглядный - способствуют более быстрому, глубокому и прочному усвоению
учащимися программы курса обучения, повышения интереса к изучаемым
упражнениям. К этому методу можно отнести:
Просмотр видеофильмов
Демонстрация иллюстраций
Представление презентаций
Изготовление презентаций и проектов, подбор видеофильмов
Наглядность может быть языковая и зрительная (80% информации усваивается
через орган зрения). Наглядность можно использовать на любом этапе занятия.
Иллюстрации, игрушки и видеофильмы подбираются под тему занятия.
Необходимо выбирать наглядный материал, вызывающий положительные эмоции,
удивление.
Практический - основан на активной деятельности самих обучающихся. Это
метод целостного освоения упражнений.
Методы воспитания: убеждение, поощрение, стимулирование, мотивация;
Формы организации образовательного процесса: фронтальная и подгрупповая.
Возможные формы организации занятия: комбинированные занятия, викторины,
конкурсы, открытые занятия.
Педагогические технологии - технология индивидуализации обучения, технология
группового обучения, технология коллективного взаимообучения,
технология
развивающего
обучения,
технология
игровой
деятельности,
коммуникативная технология обучения, технология коллективной творческой
деятельности.
Алгоритм занятия: подготовка группового помещения к проведению занятия,
необходимого оборудования и дидактического материала.
Принципы проведения занятий
Системность подачи материала
Наглядность обучения
Цикличность построения занятия
22
Доступность
Проблемность
Развивающий и воспитательный характер обучающего материала
Структура занятий «Обучение грамоте и развитие речи»:
1. Артикуляционная / речевая гимнастика
2. Актуализация знаний / дополнение или продолжение
3. Новый материал:
звук, артикуляция и качественная характеристика звука, место звука в
слове, слова с заданным звуком, сравнительный анализ звуков
буква, её образ и графическое написание
составление и чтение слогов с данной буквой, чтение
составление слов из слогов, деление на части, постановка ударения
Дидактические игры и упражнения, направленные на освоение нового
материал, активизацию словаря и разнообразных грамматических форм
языка.
4. Фонетический анализ слова: последовательное вычленение звуков в слове,
сравнительный, количественный и качественный анализ слова.
5. Подведение итогов занятия: что нового узнали, научились делать,
самоконтроль и самооценка, рефлексия.
Структура занятий «Математика для дошкольников»
1. Организационный момент (приветствие, настраивание на совместную
работу, актуализация опорных знаний);
2. Теоретическая часть (объявление темы занятия, цели и задач, объяснение
теоретического материала);
3. Практическая часть - закрепление изученного материала (выполнение
заданий по теме);
4. Окончание занятия (рефлексия, подведение итогов).
23
Методические и дидактические материалы: методическая и специальная
литературы
по
разделу
программы;
видеоматериалы:
развивающие,
познавательные мультфильмы, музыкальное сопровождение, иллюстрации.
Учебно-методическое и информационное обеспечение включает в себя перечень
используемого дидактического материала, современных источников отражены в
разделе «Список литературы», нормативно-правовые акты и документы, отражены
в Пояснительной записке. Занятия необходимо строить так, чтобы обучающиеся
сами находили нужное решение, опираясь на свой опыт, полученные знания и
умения. Для повышения интереса к занятиям и более успешного решения
образовательных,
воспитательных
и
оздоровительных
задач
применяются
разнообразные формы и методы проведения этих занятий. Большое внимание на
занятиях уделяется работе над ошибками, активности и самоконтролю своего
поведения. Основной формой проведения занятий является комбинированное
занятие. В рамках одного занятия, используется столько форм и методов обучения,
сколько необходимо для реализации поставленных цели и задач.
Наглядный материал следующих видов:
1) схематический или символический (схемы, рисунки, плакаты);
2) картинный и картинно-динамический (иллюстрации, презентации);
3) звуковой (аудиозаписи);
4) смешанный (видеозаписи);
5) дидактические пособия (вопросы и задания для устного опроса, тесты,
практические задания);
Информационное обеспечение
1) интернет-ресурсы: познавательные и развивающие мультфильмы: «Уроки
тётушки Совы», «Приключения смешариков», «Малышарики» и т.д.;
2) музыкальное сопровождение для физминуток.
24
2.3. Формы аттестации
В
процессе
освоения
программы
предусмотрена
система
контроля,
подведения итогов и определения результативности знаний и умений обучающихся
(промежуточный и итоговый контроль). Система включает педагогическое
наблюдение, анализ, опрос).
Промежуточная диагностика проводится по полугодиям и в конце учебного
года. Форма проведения диагностики по лексическим темам: контрольный опрос,
творческие задания.
По окончании обучения по программе, проводится итоговая диагностика в
форме открытого занятия для родителей (законных представителей).
Оценка педагогического процесса связана с уровнем овладения каждым ребенком
необходимыми навыками и осуществляется по шкале:
0
баллов — ребенок не может выполнить все параметры оценки, помощь
взрослого не принимает;
1
балл — ребенок с помощью взрослого выполняет некоторые параметры
оценки;
2
балла — ребенок выполняет все параметры оценки с частичной помощью
взрослого;
3
балла — ребенок выполняет все параметры оценки самостоятельно
25
2.4. Список литературы
Литература для реализации раздела: «Обучение грамоте и развитие речи»:
для педагогов:
1. Колесникова Е.В. Программа «От звука к букве. Обучение дошкольников
элементам грамоты». Рекомендовано учебно-методической лабораторией
педагогики
начального
образования
Московского
института
открытого
образования. Издательство ЮВЕНТА, Москва 2007 г.
2. Кыласова Л.Е.Р Развитие речи. Конспекты занятий с детьми старшего
дошкольного возраста. Издательство «Учитель», Волгоград 2011 г.
3. Маханева М.Д., Н.А. Гоголева. Обучение грамоте детей 5-7 лет. Методическое
пособие. Творческий центр СФЕРА. Москва 2010 г.
для родителей:
1. Бардышева Т.Ю, Моносова Е.Н. «От звука к букве».
2. Белая А.Е. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников: пособие для
родителей и педагогов/А. Е. Белая, В. И. Мирясова. – М.: АСТ: Астрель:
Профиздат, 2007.
3. Пособия «Обучение грамоте» издательство «Школа семи гномов» (от
рождения до 7 лет)
для детей:
1. Ищук. Е. Сборник развивающих заданий для детей от 5 лет.
2. Мурылева И. С., Мурылев Ю. В. Обучение грамоте: читаем и пересказываем.
Альбом игровых упражнений для детей 6-7 лет. Развитие речи.
Для реализации раздела «Математика для дошкольников»:
для педагогов:
1. Безруких М.М. Ступеньки к школе: книга для педагогов и родителей. – М.:
Дрофа, 2000
2. Белая А., Гамазакова М. 150 тестов, игр и упражнений для подготовки детей к
школе. – М.: АСТ, 2000
3. Петерсон Л.Г. «Раз – ступенька, два - ступенька». – Ч. 1, 2. – М.:Ювента,2014
26
4. Петерсон Л.Г., Холина Н.П. «Раз – ступенька, два - ступенька» -методические
рекомендации к частям 1 и 2. – М. : «Баласс», 2010.
5. Чупина Т.В. Геометрия для малышей. Лучшие упражнения для детей 5-6 лет.
«ООО «Академия развития». - 2007 г., 16 стр.
6. Школа для дошколят. Развиваем память. – М.: Росмэн, 2002.
для родителей:
1. Безруких М.М. Ступеньки к школе: книга для педагогов и родителей. – М.:
Дрофа, 2000
2. Белая А., Гамазакова М. 150 тестов, игр и упражнений для подготовки детей к
школе. – М.: АСТ, 2000
3. Чупина Т.В. Геометрия для малышей. Лучшие упражнения для детей 5-6 лет.
«ООО «Академия развития». - 2007 г., 16 стр.
для детей:
1. Ищук. Е. Сборник развивающих заданий по математике для детей от 5 лет.
2. Мурылева И. С., Мурылев Ю. В. Альбом игровых упражнений по математике
для детей 6-7 лет.
27
Приложение 1
3.1. Оценочные материалы к дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программе «Грамотейка»
Для диагностики используются методики, позволяющие выявить на сколько
ребенком освоена данная программа по разделам. Исходя из содержания курса,
основные показатели компетентности:
«Обучение грамоте и развитие речи»
Составляет по
плану и образцу
рассказы о
предмете, по
сюжетной картине
Различает звук,
слог, слово,
предложение,
определяет их
последовательность
При необходимости Выполняет
может обосновать графические
свой выбор
задания. Работает
употребляет
по предложенному
обобщающие слова, образцу
синонимы,
антонимы, сложные
предложения
«Математика для дошкольников»
Количественный и
порядковый счет в
пределах
20, знает
состав
числа до 10
из единиц
и из двух
меньших
(до 5)
Составляе
ти
решает
задачи в
одно
действие
на «+»,
пользуется
цифрами
и
арифмети
ческими
знаками
Знает
способы
измерения
величи
ны:
длина,
масса.
Пользуется
условной
меркой
Называет
отрезок,
угол, круг,
овал,
многоуголь
ник, шар,
куб,
проводит
их
сравнение.
Умеет
делить
фигуры на
несколько
частей и
составлять
целое
28
Знает
временные
отношения:
день —
неделя —
месяц,
минута —
час (по
часам),
последовате
ль-ность
времен года
и дней
недели
Выполняет
графиче
ский
диктант
Работает
по
предложе
нному
образцу
По завершению диагностики ведется подсчет баллов:
Высокий уровень – 25 – 30 баллов
Средний уровень – 19 – 24 баллов
Низкий уровень – 10 – 18 баллов
Критический уровень – 0 – 8 баллов
По результатам проведенной диагностики для каждого ребенка вырабатываются
индивидуальные рекомендации и по группе в целом, которые фиксируются
педагогом.
29
Приложение 2
3.2. Методические материалы
3.2.1. Конспект итогового занятия на тему: «На помощь Золотой рыбке»
Программные задачи:
Образовательные:
- Закрепить знания детей о своём домашнем адресе, родном городе, родном крае и
стране;
- Закрепить умение детей работать с мнемотаблицей;
- Закреплять навыки конструирования;
- Закрепить умение детей пользоваться условной меркой;
- Закреплять прямой, порядковый, обратный счет, счёт двойками.
- Продолжать учить детей ориентироваться на листе бумаги.
- Закрепить умение решать примеры и задачи;
- Закреплять умение находить числа-соседи;
- Закреплять умение называть последующее и предыдущее число;
-Закреплять умение считать в пределах 20
- Закреплять умение ставить знаки: < > = ;
- Закрепить знания детей о геометрических фигурах;
- Закреплять умения детей делить фигуры на части и называть их;
- Закрепить знания детей о спектрах цветов;
- Закрепить знания детей о составе числа;
- Обобщить, закрепить, систематизировать знания детей о сезонных изменениях,
днях недели;
- Продолжать учить детей пересказывать небольшой, связный рассказ,
отгадывать загадки, выразительно читать стихи;
-Закреплять умение делать звуковой анализ слова;
- Закреплять умения детей различать предложения по цели высказывания;
- Закреплять умение различать твёрдые и мягкие звуки;
-Закреплять умение детей работать с геовизором;
-Закрепить умения детей работать по образцу;
Развивающие:
- Развивать познавательный интерес, логическое мышление, память, речь,
сообразительность, внимание, фонематический слух;
- Развивать мелкую моторику рук;
- Развивать дыхательную мускулатуру, речевой аппарат, координацию движений.
Воспитательные:
- Воспитывать познавательный интерес детей.
- Воспитывать любовь и бережное отношение к природе родного края.
-Воспитывать милосердие, желание приходить на помощь.
Оборудование: ракушка, мнемотаблица, раздаточный материал, карандаши,
фломастеры, линейки, ластики, цифры, презентация, мультимедийная аппаратура,
стаканчики, флажки, фишки для звукового анализа, сигнальные фишки, листочки
с заданиями, «Танграм», образцы.
30
Ход занятия.
Воспитатель: Ребята, представляете? Я сегодня зашла в нашу группу и услышала
шум моря. Он исходил из этой ракушки (воспитатель показывает ракушку детям).
Когда я прислушалась, то услышала голос Золотой рыбки. Она просила нас о
помощи. Оказывается, она попала в сети и не может выплыть. Ребята, мы сможем
помочь Золотой рыбке?
Дети: Да.
Воспитатель: Ребята, это очень сложно будет сделать. Чтобы освободить рыбку
нам нужно много знать и уметь. На пути нас будут ждать испытания. Но нам
поможет с ними справиться эта волшебная ракушка. И если мы освободим золотую
рыбку, она выполнит наше самое заветное желание. Вы готовы?
Дети: Да.
Воспитатель: Как называется наш детский сад, в котором находится наша группа?
Дети: Наш детский сад называется «Жар-птица».
Воспитатель: Как называется улица, на которой находится наш детский сад?
Дети: Улица называется Маршала Жукова.
Воспитатель: Как называется город, в котором мы живём?
Дети: Наш город называется Симферополь.
Воспитатель: Как с греческого языка переводится город Симферополь?
Дети: Город - пользы, город - собиратель.
Воспитатель: Кого собирает наш город?
Дети: Туристов.
Воспитатель: Почему туристы приезжают сначала именно в Симферополь, а
потом разъезжаются по другим городам?
Дети: Потому что в Симферополе есть аэропорт, железнодорожный вокзал и
автовокзалы.
Воспитатель: Как называется наш аэропорт?
Дети: Наш аэропорт называется «Крымская волна».
Воспитатель: В честь кого он назван?
Дети: Наш аэропорт назван в честь художника Ивана Константиновича
Айвазовского.
Воспитатель: Ребята, кто расскажет стихотворение Лидии Огурцовой про
Симферополь.
(Ребёнок читает стих)
Симферополь-сердце Крыма,
Город света и тепла.
Город южный, как красив ты!
Это Родина моя.
31
Воспитатель: Ребята, мы же совсем забыли про Золотую рыбку нам надо спешить
на помощь.
Воспитатель: Ребята, на чём мы можем отправиться в морское путешествие?
Дети: В морское путешествие мы можем отправиться на корабле.
Воспитатель: А какой это вид транспорта?
Дети: Это водный вид транспорта.
Ребята, но у нас нет корабля, что нам делать? Давайте спросим у волшебной
ракушки.
(Воспитатель прикладывает к уху ракушку и слушает).
Воспитатель: Ребята, ракушка мне подсказала, что мы должны сами построить
корабль. В этом нам помогут наши знания по математике. Присаживайтесь за
столы.
Воспитатель: Для того чтобы построить корабль вы должны соединить цифры по
точкам от 1-12. Но сначала мы выполним пальчиковую гимнастику.
Пальчиковая гимнастика «Скоро в школу я пойду»
Скоро в школу я пойду.
Там друзей себе найду.
Научусь: читать, считать,
Буквы разные писать.
Я таким учёным буду!
Но свой садик – не забуду.
Воспитатель: Приступайте к работе.
Игра «Соедини точки» (звучит лёгкая музыка).
Воспитатель: Ребята, что у вас получилось?
Дети: Парусник.
Воспитатель:
- Ребята, посчитайте количественным счетом, сколько точек вы соединили.
- А теперь, посчитайте порядковым счётом.
- А теперь, посчитайте обратным счётом.
- А теперь, посчитайте точки двойками.
- Назовите чётные числа.
- Назовите не чётные числа.
- Назовите соседей числа 2
- Назовите соседей числа 5
- Назовите соседей числа 7
- Назовите предыдущее число числа 8
- Назовите последующее число числа 11
- Насколько больше каждое последующее число (на 1).
32
- Насколько меньше каждое предыдущее число (на 1).
- На какую геометрическую фигуру похож парус? Какая это фигура плоскостная
или объёмная?
- Назовите, какие плоскостные фигуры вы знаете.
- Назовите, какие объёмные фигуры вы знаете.
- Нарисуйте в правом верхнем углу круг.
- Разделите его пополам и закрасьте эту половину жёлтым цветом.
- Какую часть круга вы закрасили? (1/2)
- А теперь другую половину поделите пополам и закрасьте её красным цветом.
- Какую теперь часть круга вы закрасили? (1/3)
- А теперь закрасьте оставшуюся часть оранжевым цветом и проведите еще одну
линию так, чтобы круг был разделён на 4 части.
- А теперь, при помощи линейки, измерьте отрезок от точки 5 к точке 4
- Сколько у вас получилось? (7 см.)
- А теперь измерьте отрезок от точки 9 к точке 8
- Сколько у вас получилось? (4 см.)
- Какое число больше? 7 или число 4?
- Выложите этот пример на своих полосках.
- Ребята, а сейчас нужно число 7 разделить на 2 наименьших. Это задание у вас на
карточках.
- А сейчас нам нужно решить задачу, чтобы узнать правильно ли мы построили
наш парусник. Но сначала вспомним, из скольких частей состоит задача?
Дети: Задача состоит из 4 частей: условие, вопрос, решение, ответ.
Воспитатель: Слушайте внимательно задачу.
5 лодок было у причала,
Волна их весело качала.
4 – взяли рыбаки,
Чтоб переплыть простор реки.
А сколько лодок у причала
Волна по-прежнему качала?
Воспитатель: Выложите решение этой задачи на своих полосках. (5-4=1)
Сколько лодок осталось у причала?
Дети: У причала осталась одна лодка.
Воспитатель: Молодцы, ребята, вот мы и построили наш корабль.
Посмотрите на экран, какой красивый корабль мы построили. Теперь мы можем
смело отправляться в путь. Вы готовы?
Дети: да.
33
Воспитатель: Ребята, но что-то наш кораблик не плывёт. Что нам делать? Давайте
опять спросим у ракушки. (Воспитатель прикладывает к уху ракушку и слушает).
Воспитатель: Ребята, ракушка говорит, чтобы парусник поплыл, нужен ветер.
Давайте подуем на паруса. Выходите из-за столов. Сделайте полукруг.
Дыхательная гимнастика «Море»
По волнам корабль плывёт.
Ты вдохни, надуй живот.
А теперь ты выдыхай
И кораблик подгоняй.
Воспитатель: Ребята, наш кораблик поплыл. Смотрите.
Ну, вот мы и отправились в путь. Ребята, а чтобы мы не скучали, пока будем
плыть, давайте поиграем. Становитесь в круг.
Игра с мячом «Я спрошу - ты отвечай».
- Какое сейчас время года? (Весна)
- Какое время года будет после весны? (Лето)
- Какое время года было перед весной? (Зима)
- Какое время года мы не назвали? (Осень)
- Назовите осенние месяцы. (Сентябрь, октябрь, ноябрь)
- Сколько месяцев в году? (12)
- Назовите части суток (Утро, день, вечер, ночь)
- Сколько часов в сутках? (24)
- Сколько дней в неделе? (7)
- Назовите рабочие дни (Понедельник, вторник, среда, четверг, пятница)
- Назовите выходные дни (Суббота, воскресенье)
- Как называется наша планета? (Земля)
Воспитатель: Молодцы, ребята. Проходите на стулья. Плывём дальше.
Воспитатель: Ребята, вы слышите? Что это за звуки?
Дети: Шум моря и крик чаек.
Воспитатель: Как мы называем эти звуки?
Дети: Звуки окружающей природы или неречевые звуки.
Воспитатель: Какие звуки мы ещё знаем?
Дети: Речевые звуки.
Воспитатель: На какие группы делятся речевые звуки?
Дети: Речевые звуки делятся на гласные и согласные.
Воспитатель: Сколько гласных звуков вы знаете?
Назовите их (А, Е, Ё, И, О, У, Ы, Э, Ю, Я,)
Воспитатель: Чем гласные звуки отличаются от согласных?
Дети: Гласные звуки поются, а согласные - нет.
34
Воспитатель: На какие группы делятся согласные звуки?
Дети: Согласные звуки делятся на мягкие и твёрдые.
Воспитатель: Ребята, давайте поиграем в игру «Определи первый звук». Я буду
называть слова, где первый звук будет твердым или мягким. Вы должны
определить его и показать соответствующую фишку.
Игра «Определи первый звук»
Воспитатель: РАКУШКА, РАК, РЕКА, РУКА, РИС, РУЧЕЙ, РИТМ, РЫБКА.
Воспитатель: Ребята, наш корабль почему-то остановился и не плывёт дальше.
Что случилось? Спросим у ракушки. (Воспитатель прикладывает к уху ракушку и
слушает).
Воспитатель: Ребята, для того, чтобы наш кораблик поплыл дальше нам нужно его
назвать. Но его название зашифровано шифром. Посмотрите на экран
Присаживайтесь за столы. Вам нужно разгадать шифр при помощи геовизора.
(Дети выполняют задание за столами).
Воспитатель: Какое слово у вас получилось?
Дети: УДАЧА
Воспитатель: Ребята, наш корабль называется УДАЧА, значит, нам в путешествии
будет сопутствовать удача. Люди говорят, как корабль назовешь, так он и
поплывёт.
Воспитатель: Ребята, давайте сделаем звуковой анализ слова – УДАЧА.
(Дети выкладывают на полосках звуковой анализ слова).
Воспитатель: Ребята, давайте проверим, правильно ли вы выполнили задание.
Воспитатель: Кто хочет выйти и сделать звуковой анализ слова?
(Выходит 1 ребёнок)
Воспитатель:
- Сколько букв в этом слове? (5)
- Сколько звуков в этом слове? (5)
- Сколько слогов в этом слове? (3)
- Какое мы знаем правило определения количества слогов? (Сколько в слове
гласных - столько и слогов)
- Назовите их У-ДА-ЧА
- Это слоги открытые или закрытые? (открытые)
- Как вы это определили? (В конце слога гласный звук)
- Куда падает ударение? (на первую гласную А)
Воспитатель: Молодцы, ребята, справились с заданием. А давайте теперь
придумаем повествовательное предложение со словом – УДАЧА.
(Дети придумывают предложения)
35
Воспитатель: А теперь придумайте восклицательное предложение со словом –
УДАЧА. (Дети придумывают предложения)
Воспитатель: А теперь придумайте вопросительное предложение со словом –
УДАЧА. (Дети придумывают предложения)
Воспитатель: Ребята, а теперь выложите схему этого предложения.
(дети выкладывают схему предложения)
Воспитатель: Ребята, посмотрите на экран. Подул сильный ветер, и наши буквы
все разлетелись. И ещё прилетели другие буквы. Давайте попробуем из этих букв
придумать новые слова.
(дача, чад, чудо, чадо, дочь, даль, душа, чаша, шуба, боль, лоб, лад, дуло, дуб)
Воспитатель: Ребята, наш корабль опять поплыл.
Смотрите, кого мы видим за бортом?
Дети: Дельфины
Воспитатель: Выходите, морские обитатели приглашают нас поиграть
Физкультминутка «А рыбки в море плавают вот так…»
Воспитатель: Ребята присаживайтесь. Мы плывём дальше. Как хорошо мы
поиграли с рыбками.
Воспитатель: Я услышала голос золотой рыбки. Она сказала, чтобы сети
разорвать, нужно нам Танграм собрать. Соберём рыбку при помощи головоломки
Танграм.
(дети собирают рыбку по образцу)
Воспитатель: Ребята, посмотрите на экран. Сети порвались и наша рыбка теперь
свободна
(Слышится голос Золотой рыбки)
«Спасибо вам ребята, что освободили меня. Теперь загадывайте своё самое
заветное желание».
(Дети загадывают желание)
Воспитатель: Я надеюсь, что все ваши желания исполнятся. А я загадала, чтобы
мы оказались дома. В нашем любимом детском саду.
Рефлексия.
Воспитатель: Ну, вот мы и вернулись в наш детский сад. Что вам больше всего
понравилось ил запомнилось в нашем путешествии?
(Ответы детей)
36
3.2.2. Сценарий мероприятия «День народного единства».
Ход мероприятия
Беседа «Из истории праздника - «День народного единства».
4 ноября вся Россия будет отмечать День народного единства. Это праздник
патриотизма, взаимопомощи и единения всех российских народов.
Ребята, как вы понимаете, что такое единство? (когда все люди вместе).
А кто такие патриоты? (это люди, которые любят свою Родину и всегда готовы встать
на её защиту).
У праздника День народного единства очень древняя история.
Послушайте, это очень интересно. Всё началось 400 лет назад, в 17 веке. Тогда на
Руси началось страшное время, которое называлось смутой. В стране не было
законного царя, не соблюдались законы. Этим воспользовалась Речь Посполитая. Она
напала на нашу страну. Захватчики осадили Москву и главную крепость столицы –
Кремль. Трудно было жителям Москвы, захватчики разрушили их дома, осквернили
храмы. Но нашлись храбрые люди – Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский.
Собрали они войско, помолились иконе Пресвятой Богородицы и пошли освобождать
столицу России – Москву и главную крепость – Кремль.
Два месяца сражались русские воины и 4 ноября разбили врага, выгнали его из
Кремля. Русь снова стала самодержавной, то есть независимой.
За это, через много лет, народ собрал деньги на памятник и поставил его на Красной
площади, где была одержана победа.
Вот видите, как помнит народ о своих защитниках Отечества.
Поэтому 4 ноября считают днём народного единства, в честь 1612 года.
Не сразу Россия стала сильным государством, постепенно возрастало могущество
страны. В суровых испытаниях и битвах закалялась воля, и крепло единство народа.
Прошло 400 лет, за это время много раз разные страны пытались захватить Россию, но
ничего у них не получилось, все люди вставали на защиту своей страны.
-А сейчас я предлагаю вспомнить пословицы и поговорки о смелости, отваге, Родине.
-Смелость силе воевода.
-Тот герой кто за Родину горой.
-За край свой насмерть стой.
-Сам погибай, а товарища выручай.
-Жить - Родине служить.
-Не тот герой, кто награду ждёт, а тот герой, кто за народ идёт.
-Если дружба велика, будет Родина крепка.
- Если дружба велика, будет Родина крепка.
- Родина-мать, умей за неё постоять.
37
- Замечательно! Много пословиц и поговорок мы сегодня услышали. Помните всегда,
ребята: нам надо держаться вместе, помогать друг другу, уметь прощать и забывать
обиды.
А сейчас мы поговорим о символах России. Каждая страна имеет свою символику:
флаг, герб и гимн.
Флаг России.
У России флаг трёхцветный, он состоит из трёх полосок-белый, синий, красный. Что
же они обозначают?
Белый-это цвет мира. Он говорит о том, что наша страна миролюбивая, она ни на
кого не нападает.
Синий цвет-это вера, верность. Народ любит свою страну, защищает её, верен ей.
Красный цвет-цвет силы. Это кровь, пролитая за Родину.
Герб России.
Что вы видите в центре? Орла.
Расскажите о нём, какой он?
С двумя головами, с поднятыми крыльями. Почему же на гербе России изображён
орёл?
Орёл на гербе обозначает силу, это значит, что государство, на гербе которого
изображён орёл-сильное и непобедимое.
Но почему у орла две головы?
Русское государство очень большое и головы орла смотрят на запад и на восток, как
бы показывая, что государство большое, но единое. В России живут люди разных
национальностей, а не только русские.
У каждого государства обязательно есть свой гимн.
Гимн- это торжественная песня. Его исполняют в самых торжественных случаях- во
время праздников и других важных событиях.
Когда спортсмены побеждают на соревнованиях, то поднимается флаг их Родины, и
звучит гимн их страны. При исполнении гимна все обязательно встают, а мужчины
снимают головные уборы.
Хотя праздник ещё молодой, о нём уже слагают стихи.
Чтение стихотворения «День Народного Единства»
С историей не спорят, с историей живут,
Она объединяет, на подвиг и на труд.
Едино государство, когда един народ,
Когда великой силой, он движется вперед.
Врага он побеждает, объединившись в бой,
И Русь освобождает, жертвует собой.
Во славу тех героев, живем одной судьбой,
Сегодня День единства, мы празднуем с тобой!
Коллективная работа «Мы одна семья» (аппликация).
38
Приложение 3
3.3. Календарно-тематическое планирование
«Обучение грамоте и развитие речи»
№
п/п
Тема занятия
1.
Речь. Речь устная и письменная.
2.
Звук и буква А. Графическое изображение
гласного звука, место звука в слове. Соотношение
названий предметов со схемами слов, печатание
буквы.
Звук и буква О. Графическое изображение
гласного звука, место звука в слове. Соотношение
названий предметов со схемами слов, печатание
буквы.
Звук и буква У. Графическое изображение
гласного звука, место звука в слове. Соотношение
названий предметов со схемами слов, печатание
буквы.
Звук и буква Ы. Графическое изображение
гласного звука, место звука в слове. Называние и
чтение гласных букв (А, У, О, Ы). Печатание
букв.
Звук и буква Э. Графическое изображение
гласного звука, место звука в слове. Чтение
гласных букв (А, О, У, Ы, Э). Чтение слогов,
деление на слоги
Звуки и буквы А,О,У,Ы,Э. Графическое
изображение гласных звуков, место звуков в
слове. Чтение гласных букв (А, О, У, Ы, Э).
Чтение слогов, деление на слоги
Звук и буква Л (Ль). Место звука в слове,
обозначение, чтение слогов, ударение, называние
слов с начальных слогов. Чтение слогов, слов,
печатание буквы.
Звук и буква М (Мь). Место звука в слове,
обозначение, чтение слогов, ударение, называние
слов с начальных слогов. Чтение слогов, слов,
печатание буквы.
Звук и буква Н (Нь). Место звука в слове,
обозначение, чтение слогов, ударение, называние
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
39
Часы
тео- пракрия
тика
1
-
Колво
часов
1
-
1
1
-
1
1
-
1
1
-
1
1
-
1
1
1
-
1
-
1
1
-
1
1
-
1
1
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
слов с начальных слогов. Чтение слогов, слов,
печатание буквы.
Звук и буква Р (Рь). Место звука в слове,
обозначение, чтение слогов, ударение, называние
слов с начальных слогов. Чтение слогов, слов,
печатание буквы.
Звуковой анализ слов (дифференциация гласных
и согласных звуков), деление слов на слоги,
ударный слог и ударный гласный в слове,
фонетический разбор слов.
Звуковой анализ слов (дифференциация гласных
и согласных звуков), деление слов на слоги,
ударный слог и ударный гласный в слове,
фонетический разбор слов.
Знакомство с предложением: чтение знакомых
слов в предложении, определение количества и
последовательности
слов
в
предложении,
графическое изображение.
Звуковой анализ слов (дифференциация гласных
и согласных звуков), деление слов на слоги,
ударный слог и ударный гласный в слове,
фонетический разбор слов.
Буква Я: буква в начале слова, соотношение
первого звука в слове с буквой (А, Я),
сравнительное
чтение
слогов
с
А/Я.
Фонетический разбор слов (МАЛ, МЯЛ) чтение
слогов, слов, предложений.
Буква Ю: место буквы в словах (ЮРТА,
ТЮЛЬПАН), соотношение первого звука в слове с
буквой (У, Ю), сравнительное чтение слогов с
У/Ю, фонетический разбор слов (ЛУК, ЛЮК) .
Чтение слов (ЛУК, ЛЮК, ЮМОР, ЮЛЯ).
Буква Е: место буквы в словах (ЕЛЬ, ЛЕЙКА),
сравнительное чтение слогов с Э/Е, произношение
согласных звуков , чтение слогов, слов,
предложений
Буква Ё: место буквы в словах (ЁЖ, ЁРШ,
ЁЛКА), сравнительное чтение слогов с О/Ё,
произношение согласных звуков, чтение слогов,
слов.
Фонетический
разбор
слов
(МЕЛ/МЁЛ/ЛЁН).
Звук и буква И: место звука в слове,
фонетический разбор (ЛИМОН, МАЛИНА,
40
-
1
1
-
1
1
-
1
1
1
-
1
-
1
1
-
1
1
-
1
1
-
1
1
-
1
1
1
чтение слогов, слов.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
Звуки Г и Гь, К и Кь: графическое изображение
мягких и твердых согласных в слове,
сравнительный анализ звуков (звонкий/глухой),
чтение слов с буквами Г, К , фонетический разбор
слов, письмо букв
Звуки Д и Дь, Т и Ть. характеристика звука и
буквы, фонетический разбор слов (ДОМ/ДОГ,
КОТ/КТО),чтение слогов, слов, предложений
письмо букв Д и Т.
Звуки В и Вь, Ф и Фь графическое изображение
мягких и твердых согласных в слове,
сравнительный анализ звуков (звонкий/глухой),
Чтение слов с буквами в, ф. Фонетический
разбор слов, письмо букв.
Звуки З-Зь, С-Сь графическое изображение
мягких и твердых согласных в слове,
сравнительный анализ звуков (звонкий/глухой),
Чтение слов с буквами. Фонетический разбор
слов, письмо букв.
Звуки Б-Бь, П-ПЬ графическое изображение
мягких и твердых согласных в слове,
сравнительный анализ звуков (звонкий/глухой),
Чтение слов с буквами. Фонетический разбор
слов, письмо букв.
Звуки Х-Хь, графическое изображение мягких и
твердых согласных в слове, сравнительный анализ
звуков (звонкий/глухой), Чтение слов с буквами.
Фонетический разбор слов, письмо букв.
Звуки и буквы Ж и Ш: сравнительный анализ
звуков (звонкий/глухой),
чтение слогов,
фонетический разбор слов (ЛЫЖИ, ТИШЕ),
письмо букв Ж и Ш.
Звуки и буквы Ч и Щ: сравнительный анализ
звуков (звонкий/глухой),
чтение слогов,
фонетический разбор слов, письмо букв.
Звук и буква Ц. Характеристика, обозначение,
чтение слогов, ударение, называние слов с
начальных слогов. Чтение слогов, слов, печатание
буквы.
Звук и буква Й. Характеристика, обозначение,
чтение слов с буквой Й на конце, фонетический
разбор слова (ПОПУГАЙ), письмо слов по буквам
41
-
1
1
-
1
1
-
1
1
-
1
1
-
1
1
-
1
1
1
-
1
-
1
1
-
1
1
-
1
1
и
знакам
(ЗАЙЦЫ,
ЛЕЙКА),
чтение
стихотворений
31.1 Мягкий знак Ь и Твёрдый знак Ъ:
сравнительный анализ слов (УГОЛ, УГОЛЬ),
изменение, анализ и чтение слов с Ь на конце,
фонетический разбор слов (ЛОШАДЬ), письмо
слова по буквам (МЕДВЕДЬ), письмо буквы Ь,
сравнительный анализ слов (СЕЛ, СЪЕЛ),
изменение слов с помощью Ъ, анализ и чтение
слов.
32. Звуковой анализ слов (дифференциация гласных
и согласных звуков), деление слов на слоги,
ударный слог и ударный гласный в слове,
фонетический разбор слов.
33. Предложение: чтение знакомых слов в
предложении,
определение
количества
и
последовательности
слов
в
предложении,
графическое изображение.
34. Алфавит. Чтение. Загадки, потешки.
35. Итоговое занятие
42
-
1
1
-
1
1
-
1
1
1
-
-
1
1
№
п/п
«Математика для дошкольников»
Тема занятия
1.
Свойства предметов. Цвет.
2.
Свойства предметов. Форма, размер. Сходство и
различие предметов форме, размеру и значению.
Сравнение предметов и совокупностей.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
Сравнение предметов. Знаки «=» и «≠». Числовой
ряд. Равенство – неравенство.
Сложение совокупностей. Знак «+». Решение
примеров.
Пространственные отношения: на, над, под, выше,
ниже. Графический диктант.
Пространственные отношения: слева, справа.
Вычитание совокупностей.
Знак «-». Решение примеров.
Пространственные
отношения:
посередине, внутри, снаружи.
Устный счет до 10.
Число 1. Цифра 1.
Число 2. Цифра 2.
между,
Точка. Линия. Прямая и кривая линии. Отрезок.
Луч.
Число 3. Цифра 3. Состав числа 3. Счет до трех.
треугольник. Соседи числа.
Замкнутые и незамкнутые линии. Ломаная линия.
Многоугольник
Число 4. Цифра 4. Состав числа 4. Счет до
четырех. Соседи числа. Квадрат.
Сложение и вычитание совокупностей.
Знаки «+», «-». Решение примеров.
Числовой отрезок. Сложение и вычитание на
числовом отрезке.
Счет до 20.
Число 5. Цифра 5. Состав числа 5 из единиц и из
двух меньших. Соседи числа.
Сравнение чисел. Знаки «>» «<». Порядковый
счет. Графический диктант.
Пространственные
отношения:
между,
посередине, внутри, снаружи.
43
Часы
Колво
тео- пракрия тика часов
1
1
-
1
1
1
-
1
-
1
1
-
1
1
-
1
1
1
-
1
-
1
1
-
1
1
-
1
1
-
1
1
-
1
1
-
1
1
1
-
1
-
1
1
-
1
1
-
1
1
-
1
1
-
1
1
-
1
1
Отношения: раньше, позже. Части суток.
Числовой ряд. Счет 2,3,5.
Число 6. Цифра 6. Состав числа 6 из единиц и из
двух меньших. Работа
по предложенному
образцу.
Число 7. Цифра 7. Состав числа 7. из единиц и из
двух меньших, графический диктант.
Решение простых задач в пределах 7.
-
1
1
-
1
1
-
1
1
-
1
1
-
1
1
-
1
1
-
1
1
1
1
1
-
1
1
-
1
1
-
1
1
-
1
1
33.
Число 8. Цифра 8. Состав числа 8 из единиц и из
двух меньших. Работа
по предложенному
образцу.
Сравнение чисел. Знаки «>» «<». Порядковый
счет. Графический диктант.
Число 9. Цифра 9. Состав числа 9 из единиц и из
двух меньших, графический диктант..
Числа от 1 – 9. Соседи числа.
Прямоугольник
Сложение и вычитание совокупностей.
Знаки «+», «-». Решение примеров.
Число 0. Цифра 0. Закрепление. Графический
диктант.
Число 10. Состав числа 10 из единиц и из двух
меньших, графический диктант. Соседи числа.
Состав чисел 2-10. Соседи числа. Состав из
единиц и из двух меньших. Работа
по
предложенному образцу.
Решение простых задач в пределах 10.
-
1
1
34.
Числа 1-10. Упражнения по выбору.
-
1
1
35.
Итоговое занятие
-
1
1
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
44
Приложение 4
3.4 Лист корректировки
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
«Грамотейка»
№
п/п
Причина корректировки
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
45
Дата
Согласовано
с заместителем
заведующего по
УВР
Приложение 5
3.5.
Месяц
октябрь
Тема
мероприятия
21 октября
«День отца» в
России
ноябрь
4 ноября
27 ноября
«День матери в
России»
декабрь
5 декабря
«День
добровольца
(волонтёра) в
России»
«Новый год»
январь
«Россия
многонациональн
ая страна»
февраль
23 февраля
«День защитника
Отчества»
План воспитательной работы
Форма
проведения
и
содержание
мероприятия,
Беседа «Как зовут моего папу», «Кем работает
мой папа». Чтение стихотворений о папе. Беседа
с рассматриванием иллюстраций «Домашние
дела папы».
День народного единства. Беседы: история
праздника, заучивание пословиц о Родине,
смелости,
отваге.
Описание
символов
государства, чтение и заучивание стихотворений:
«День народного единства», «Три цвета флага».
Беседы: «Как зовут мою маму» «Моя мама лучше
всех», сюжетно – ролевые игры «Семья», «Мама
готовит обед», беседа «Мамы разные нужны,
мамы разные важны». Чтение С. Прокофьева
«Сказка о невоспитанном мышонке». Заучивание
Г. Виеру «Мамин день», Е. Благинина «Посидим
в тишине».
Беседа «Кто такие волонтёры», «Маленькие
волонтёры или добрые дела дошколят».
Акции: «Поможем малышам одеться на
прогулку», «Расчистим малышам тропинку от
снега», «Покормим птиц».
«Весело и дружно встретим новый год»
разучивание песен, стихотворений. Беседа
«Добрый волшебник дедушка Мороз». Чтение С.
Георгиев «Я спас Деда Мороза».
Беседа
«Что
такое
дружба»,
«Россия
многонациональная страна». Д/игра «Кто, где
живёт», «Какие народы
живут в России».
Рассматривание кукол из набора «Национальные
костюмы». Разучивание пословиц о дружбе.
Чтение С. Баруздин
«С чего начинается
Родина».
Беседа «Защитники Родины». Рассматривание
альбома «Военные профессии», «Военная
техника», «Наша армия».
Составление
описательных рассказов о военной технике.
46
март
8 марта
«Международный
женский
день»
апрель
12 апреля
«День
космонавтики»
май
9 мая
«День Победы»
Беседы «Как зовут твою маму», «Кем работает
твоя мама», «Домашние дела мамы», «Как
порадовать маму». Чтение стихотворений о
маме. Заучивание Г. Виеру «Мамин день», Е.
Благинина «Посидим в тишине».
Беседа «Солнце и луна», «Зачем нам солнце».
Рассматривание иллюстраций на тему космос
«Звёздное небо», «Планета Земля и другие
планеты», «Космический корабль». Знакомство с
профессией «Космонавт». «Ю. Гагарин-первый
космонавт».
Беседы с рассматриванием иллюстраций «Это
праздник День Победа отмечает вся страна»,
«Что такое героизм», «Памятники ВОВ». Акция
Георгиевская ленточка». Чтение стихотворений,
рассказов о войне.
47